Почему желательно не глушить турбомотор сразу после остановки автомобиля
«У меня Mazda CX-7 с турбиной. Нужно ли после остановки какое-то время не глушить мотор?»
Не имеет значения, Mazda CX-7 это или модель какой-то другой марки, — после остановки автомобиля, оснащенного двигателем с турбонаддувом, какое-то время лучше мотор не глушить. Чтобы понять, почему турбомотору по окончании поездки желательно дать поработать на холостом ходу, следует знать, как устроен и функционирует турбокомпрессор (ТКР).
Он состоит из трех узловых секций — турбины, компрессора и находящегося между ними корпуса подшипников, называемого также картриджем. Приводится в действие турбокомпрессор выхлопными газами, которые, устремляясь с высокой скоростью из цилиндров двигателя, попадают в турбину, раскручивают ее колесо, а вместе с ним вал ротора, находящийся внутри картриджа, и закрепленное на противоположной стороне этого вала колесо компрессорной секции.
Ротор ТКР в зависимости от режима работы мотора может вращаться со скоростью 50-250 тыс. об/мин — никакая другая деталь в двигателе не вращается столь же быстро. Долговечная работа ротора обеспечивается подачей масла под высоким давлением из системы смазки в зазоры между ротором и подшипниковыми втулками, находящимися внутри картриджа.
После остановки двигателя ротор турбокомпрессора не останавливается, а под действием инерции продолжает какое-то время вращаться с уменьшающейся скоростью. В этот период масло в подшипники ротора под давлением не подается, так как в заглушенном двигателе не работает масляный насос. Возникает так называемое масляное голодание, когда в подшипниках наблюдается полусухое трение, вызывающее износ ротора и втулок. Если двигателю перед остановкой дать некоторое время поработать на холостом ходу, скорость вращения ротора уменьшится, а стало быть, сократится период до полной его остановки, когда возможно полусухое трение.
Кроме того, надо понимать, что масло служит не только смазкой, но и охлаждающей жидкостью. Как только мотор остановлен, подача масла прекращается, но и в картридже масло не задерживается, а через предусмотренное отверстие самотеком сливается в поддон двигателя. В тех моделях ТКР, где дополнительно предусмотрено водяное охлаждение, прекращается циркуляция охлаждающей жидкости по причине остановки водяного насоса.
Между тем некоторые детали турбокомпрессора, контактирующие с выхлопными газами, нагреваются до высокой температуры.
При резком прерывании проточного охлаждения теплопередача от перегретых деталей не прерывается, из-за чего термические перегрузки испытывает масло, оставшееся в зазорах подшипников и на уплотнениях внутри турбокомпрессора, что способствует его термическому разложению и коксованию. Эти же перегрузки сказываются на долговечности уплотнений.
Если после остановки автомобиля дать двигателю поработать на холостых оборотах, то сильно нагретые детали ТКР охлаждаются не только за счет продолжающегося протока масла через картридж, но и благодаря тому, что температура выхлопных газов и их количество, проходящее через турбину, при работе на холостом ходу существенно меньше, чем под нагрузкой. Сколько двигателю желательно поработать перед тем, как его заглушить, зависит от интенсивности предшествующей нагрузки и температурных условий эксплуатации. По мнению опрошенных нами специалистов, если автомобиль перед остановкой не участвовал в стритрейсинге, то даже летом достаточно одной-двух минут работы на холостом ходу, чтобы ТКР охладился, а скорость вращения его ротора замедлилась до величины, ничем серьезным не грозящей.
Сергей БОЯРСКИХ Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ ABW.BY
Почему желательно не глушить турбомотор сразу после остановки автомобиля
Не имеет значения, Mazda CX-7 это или модель какой-то другой марки, — после остановки автомобиля, оснащенного двигателем с турбонаддувом, какое-то время лучше мотор не глушить. Чтобы понять, почему турбомотору по окончании поездки желательно дать поработать на холостом ходу, следует знать, как устроен и функционирует турбокомпрессор (ТКР).
Он состоит из трех узловых секций — турбины, компрессора и находящегося между ними корпуса подшипников, называемого также картриджем. Приводится в действие турбокомпрессор выхлопными газами, которые, устремляясь с высокой скоростью из цилиндров двигателя, попадают в турбину, раскручивают ее колесо, а вместе с ним вал ротора, находящийся внутри картриджа, и закрепленное на противоположной стороне этого вала колесо компрессорной секции.
Ротор ТКР в зависимости от режима работы мотора может вращаться со скоростью 50-250 тыс. об/мин — никакая другая деталь в двигателе не вращается столь же быстро. Долговечная работа ротора обеспечивается подачей масла под высоким давлением из системы смазки в зазоры между ротором и подшипниковыми втулками, находящимися внутри картриджа.
После остановки двигателя ротор турбокомпрессора не останавливается, а под действием инерции продолжает какое-то время вращаться с уменьшающейся скоростью. В этот период масло в подшипники ротора под давлением не подается, так как в заглушенном двигателе не работает масляный насос. Возникает так называемое масляное голодание, когда в подшипниках наблюдается полусухое трение, вызывающее износ ротора и втулок. Если двигателю перед остановкой дать некоторое время поработать на холостом ходу, скорость вращения ротора уменьшится, а стало быть, сократится период до полной его остановки, когда возможно полусухое трение.
Кроме того, надо понимать, что масло служит не только смазкой, но и охлаждающей жидкостью. Как только мотор остановлен, подача масла прекращается, но и в картридже масло не задерживается, а через предусмотренное отверстие самотеком сливается в поддон двигателя. В тех моделях ТКР, где дополнительно предусмотрено водяное охлаждение, прекращается циркуляция охлаждающей жидкости по причине остановки водяного насоса.
Между тем некоторые детали турбокомпрессора, контактирующие с выхлопными газами, нагреваются до высокой температуры.
При резком прерывании проточного охлаждения теплопередача от перегретых деталей не прерывается, из-за чего термические перегрузки испытывает масло, оставшееся в зазорах подшипников и на уплотнениях внутри турбокомпрессора, что способствует его термическому разложению и коксованию. Эти же перегрузки сказываются на долговечности уплотнений.
Если после остановки автомобиля дать двигателю поработать на холостых оборотах, то сильно нагретые детали ТКР охлаждаются не только за счет продолжающегося протока масла через картридж, но и благодаря тому, что температура выхлопных газов и их количество, проходящее через турбину, при работе на холостом ходу существенно меньше, чем под нагрузкой. Сколько двигателю желательно поработать перед тем, как его заглушить, зависит от интенсивности предшествующей нагрузки и температурных условий эксплуатации. По мнению опрошенных нами специалистов, если автомобиль перед остановкой не участвовал в стритрейсинге, то даже летом достаточно одной-двух минут работы на холостом ходу, чтобы ТКР охладился, а скорость вращения его ротора замедлилась до величины, ничем серьезным не грозящей.
Подготовка к запуску
Для того, чтобы подготовить мотор к запуску, необходимо запрограммировать автозапуск starline. Делается это при помощи пульта. Также выполняется ряд настроек, которые не позволяют двигателю взаимодействовать с осями автомобиля. При этом если какой-то этап подготовки пропустить, автозапуск не сработает.
Двигатель с МКПП
Если в машине механическая коробка передач, следует перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Затем следует действовать по одному из алгоритмов:
- Автоматический. Зафиксировать рычаг стояночного тормоза, после чего отключить зажигание.
- Не открывая дверь. Нажать на тормоз и нажать на соответствующую кнопку на пульте сигнализации.
- Облегченный. Опустить ручной тормоз.
После того, как одно из вышеперечисленных действий выполнено, нужно вынуть ключ зажигания из замка и выйти из машины. Исходя из настройки, мотор либо заглохнет после закрытия дверей, либо будет находиться в режиме таймера. После этого следует включить охранную установку.
Двигатель с АКПП
Для автоматической коробки передач существует строгая последовательность действий:
- Припарковать машину и активировать стояночный тормоз.
- Перевести рычаг переключения скоростей в режим «паркинга».
- Покинуть автомобиль, и закрыть замки пультом сигнализации.
Вариантов несколько. Вот наиболее безопасный из всех:
Последствия ЧП: пробитая оборвавшимся шатуном стенка блока
Как правильно заглушить дизельный двигатель автомобиля Бензиновые и дизельные моторы отличаются способами глушения, причем кардинально. Для остановки первых достаточно повернуть ключ в замке зажигания, что и делают все водители. А вот с дизелем все иначе. Правильно остановить работу двигателя означает прекратить подачу топлива. Заглушить дизель легковушки можно по аналогии с бензиновым – повернуть до конца ключ в замке зажигания. Срабатывает электрический клапан, и в мотор перестает поступать солярка. С грузовиками, тракторами и автобусами все немного иначе. Там на специальном рычаге есть кнопка, которую надо нажать. Иногда она находится прямо в полу, рядом с педалями управления либо на приборной доске. Удерживая кнопку в нажатом положении, необходимо дождаться блокировки подачи топлива. После этого можно глушить двигатель. Опытные водители советуют: если неожиданно возникла необходимость сбавить скорость и остановиться, то правильно будет заглушить мотор, не пользуясь педалью сцепления. Это уменьшит нагрузку на двигатель. Метод работает только на грузовиках и автобусах, на других автомобилях с механическим приводом такая остановка силового агрегата может привести к выходу из строя системы питания. Масло должно двигаться Дело в том, что турбина под нагрузкой нагревается до высоких температур, приближающихся к тысяче градусов. Она требует охлаждения. Однако при резком выключении мотора система охлаждения перестает столь же эффективно отводить тепло. Помпа на некоторых моделях продолжает прокачивать жидкость даже после выключения мотора, но вот масляный насос останавливается. А циркулирующее масло — тоже одно из условий для отвода тепла. Когда смазывающая жидкость застаивается после выключения силового агрегата, она прижигается и запекается в местах локальных перегревов. Образуется твердый налет, препятствующий работе турбины.
Перегрев также вреден и для автоматической коробки передач, масляный насос которой тоже должен прокачивать масло до тех пор, пока перегрев не будет снят. Второй вариант
-
Двигатель с системой турбонаддува категорически не рекомендуется глушить сразу после остановки. Причем это требование обязательно для водителей и дизеля, и автомобиля на бензиновом топливе, независимо от режима эксплуатации ДВС. Невыполнение данного правила ведет к локальным перегревам мотора, сокращает срок эксплуатации турбокомпрессора вплоть до выхода из строя.
Турбина сильно разогревается благодаря высокой температуре выхлопных газов, за счет которых она вращается. Когда приходится резко глушить двигатель, турбокомпрессор остается горячим. Подача моторного масла, необходимого для смазки и охлаждения подшипников турбины, при этом полностью прекращается. За счет инерции турбокомпрессор останавливается не сразу, а проворачивает вал еще несколько раз практически «на сухую». Температура и так горячей турбины становится еще выше, что приводит к коксованию остатков масла и повышенному износу механических частей турбонагнетателя.
Подобной проблемы не возникнет, если турбомотор заглушить правильно: не сразу после остановки машины, а дать ему поработать на холостом ходу 1-3 минуты. Температура и мощность струи выхлопных газов резко уменьшатся, соответственно, снизится температура корпуса турбины.
Старый автомобиль, в активе которого большой пробег, требует к себе особого подхода, независимо от того, на механике работает он или имеет иной формат. Всё объясняется изношенностью (порой солидной) многих его узлов и деталей, что неизбежно происходит с течением времени. Это усугубляется, естественно, тем, насколько эффективно управляет им водитель, бережёт ли его на сложных дорогах и в тяжёлых условиях. Поэтому специалисты рекомендуют после продолжительной поездки дать мотору 2-3 минуты отдыха – работой в холостом режиме. Особенно это касается двигателей дизельного турбированного типа.
- возрастающая серьезная поломка мотора;
- двигатель может не заглохнуть, поскольку неисправность может крыться в ТНВД или форсунках. Ждать, пока израсходуется топливо в баке, – вариант пропащий. В таком случае стоит незамедлительно звонить по телефону 112 в экстренную службу и объяснить ситуацию. Бригада пожарных не помешает.
фото: Zach Pumphery / flickr.com
Губительное явление может происходить со всеми дизелями
Причины проблем
Самая распространенная причина, по которой могут возникать проблемы с глушением автомобиля может быть связана с состоянием батареек. Кроме того, в брелоке может быть повреждена электроника. Нельзя использовать пульты, не прописанные в настройках системы. В таком случае, для отключать мотор можно при помощи дополнительного пульта или открыв авто ключом и набрав на блоке управления пароль.
Если запуск автомобиля прошел успешно, но через пару минут отключился и мотор не заводится, проверьте, как работает датчик температур. Находится он в моторном отсеке. Кроме того, сам охранный комплекс может быть установлен неправильно, в результате чего и появляется проблема с автозапуском.
Если автовладелец пользуется мобильным приложением, следует контролировать денежный баланс сим-карты, установленной в сигнализацию. Если денег недостаточно, смс-команды, а также интернет соединение работать не будут.
Часть 3 из 3: Борьба с нагаром
- топливные добавки для очистки двигателя;
- высококачественное топливо.
Шаг 1. Попробуйте добавки для очистки двигателя
Если вы испробовали все вышеуказанные шаги и все еще не избавились от проблемы и не сразу глохнет двигатель, то, вероятно, в вашем двигателе появились серьезные отложения нагара.
Нагар может вызывать увеличение компрессии в двигателе и образовывать особо горячие точки в камере сгорания двигателя, которые впоследствии могут привести к появлению «дизеления». В продаже сейчас имеется множество различных добавок, предназначенных для очистки двигателя во время его работы.
Следуя инструкциям производителя, размешайте добавку с топливом во время заправки автомобиля. Затем необходимо выехать на скоростную дорогу и проехать некоторое расстояние с большой скоростью, при этом несколько раз сильно ускоряясь. Очищающая формула топлива может помочь разрушить нагар и вывести его через выхлопную трубу.
Шаг 2. Смените топливо
Использование топлива с более высоким октановым числом может помочь смягчить проблему «дизеления», от которой вы не смогли избавиться с помощью других способов. Надо понимать, что это не способ избавления от проблемы, а вид правильного ухода за двигателем.
Высокооктановое топливо более стабильное и не так подвержено преждевременному воспламенению от раскаленного нагара в двигателе.
Со временем вам станет понятно, что заправляться более дорогим топливом слишком накладно. К тому же первый впечатляющий эффект от применения высокооктанового топлива со временем уменьшится. Для окончательного решения возникшей проблемы, возможно, потребуется более основательный ремонт двигателя.
Многим автомобилистам тема, как заглушить машину, особенно не имеющим значительного опыта вождения машины, может показаться наивной. Мол, подумаешь, большая премудрость – заглушить двигатель! Однако такой скепсис абсолютно неуместен, поскольку на практике способ остановки мотора имеет для него огромное значение. Поэтому следует детально ознакомиться с рекомендациями не только учёных и конструкторов автомобильной отрасли, но и водителей-профессионалов.
Требования закона
На территории РФ действует закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В статье 34 этого закона сказано, что гражданин обязуется соблюдать требования противопожарной безопасности на объектах повышенной опасности, к которым относятся АЗС. В правилах эксплуатации заправочных станций — в пункте 14.4 — говорится, что во время заправки двигатель заправляемого автомобиля должен выключаться. Такое же требование прописано в статье 451 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», где утверждается, что на автозаправочной станции запрещается заправка транспортных средств с работающими силовыми агрегатами. Какими соображениями вызваны эти требования?
Как устроена система ЕГР и причина поломок:
Если вы не приняли решение заглушить систему, то неисправности могут быть в следующих элементах:
- Главная составляющая — клапан ЕГР. Он перепускает газы из впускного в выпускной коллектор. Этот клапан постоянно взаимодействует с раскалённой средой, и это наиболее уязвимая часть всей системы. Главная неисправность – разгерметизация клапана. Система может работать как под управлением электрики (в основном автомобили GM) так и пневматики (большинство марок машин).
В том случае, когда клапан открывается при помощи электрики, то это происходит в результате показаний специального датчика, передающего сигнал непосредственно на двигатель. Следующий способ, который отвечает за работу клапана — электропневматический.
- Соленоид ЕГР. Он находится в системе, где управление клапаном происходит при помощи пневматики. Главная неисправность остаётся такой же – разгерметизация.
- Датчик положения открытия клапана ЕГР. Иногда происходит так, что они выходят из строя, но в этом случае только загорается лампа на панели приборов, сигнализирующая о неисправной работе двигателя. Других последствий нет.
Различные системы могут иметь разный набор составляющих элементов, но основной это клапан ЕГР. Давайте посмотрим, как все эти поломки могут сказаться на работе двигателя автомобиля.
Выше было сказано, что главная неисправность это разгерметизация, в результате чего происходит неконтролируемый подсос воздушных масс во впускной коллектор.
Как следствие, это может привести к тому, что:
- Двигатель с расходомером воздуха – топливо становится беднее, из-за присутствия дополнительного кислорода.
- Двигатель с датчиком давления – топливо будет дополнительно обогащено из-за того что увеличиться давление во впускном коллекторе.
- Те двигатели, которые используют оба этих способа по контролю за уровнем кислорода, будут иметь резкое обогащение топливной смеси на холостых оборотах и обеднение при других режимах работы двигателя.
Во всех случаях, когда уровень кислорода становится меньше в воздухе, который поступает в двигатель, оказывается нарушено воспламенение топлива в цилиндрах двигателя. Можно сказать, что зависимость тут довольно сложная и, в виду этого, выход из строя системы ЕГР довольно сложный и на разных марках машин она может проявиться по-разному.
Теперь поговорим о том, как топливная система будет влиять на поломку клапана ЕГР, если вы не примите решение заглушить систему. У каждого блока управления существует специальное программное обеспечение, которое уравновешивает частоту холостых оборотов, и качество топлива в автомобиле. При этом уровень открытия или закрытия механизма, который регулирует холостой ход, а также длительность впрыска, имеют конкретный показатель. Когда блок управления уравновесит холостой ход на разных режимах работы, то с качеством топливной смеси он не совладает.
Это происходит от того, что когда водитель нажимает на педаль «газа», то возрастает давление в выпускном коллекторе отработанных газов, проникающих во впускной коллектор, увеличивается. Это может привести к ухудшению динамики разгона автомобиля и неустойчивой работе двигателя автомобиля. Затем картина поменяется. Когда раскалённые газы смешиваются с масляными испарениями в коллекторе, то это может привести к тому, что будет скапливаться больше нагара внутри коллектора, на впускных клапанах, загрязняются наружные части форсунок и появляется копоть на контактах свечей зажигания. Из-за этого станет более затруднительным пуск двигателя, плохая работа на холостых оборотах, будут проявляться дёрганье автомобиля и неровная работа двигателя. А если резко нажать на педаль «газа», то появятся вспышки во впускном коллекторе. Чтобы этого избежать – необходима своевременная чистка всех этих элементов, а в экстренном случае можно заглушить её.
Как правильно глушить турбированные двигатели автомобиля
С обычным двигателем внутреннего сгорания все более или менее понятно. Но дело существенно усложняется, если речь заходит о моторах, оснащенных системами турбонаддува. Осуществлять глушение такого двигателя когда вздумается противопоказано
И не важно, дизель ли в машине или бензиновый агрегат – это одинаково пагубно в обоих случаях.
Если не принимать в расчет данное ограничение, то существенно усилятся локальные перегревы ДВС, а кроме того, в зоне риска окажется турбокомпрессор, который при каждой заводке/глушении теряет существенную часть своего технического ресурса. Все дело в механике работы турбины – она вращается под воздействием сильно расширяющихся хоть и отработанных, но все еще горячих газов, вырывающихся из камер сгорания на четвертом такте.
Разумеется, турбина от контакта с газами сильно разогревается. А кроме того, турбокомпрессор очень быстро вращается, что требует наличия системы принудительного смазывания подшипников. В случае остановки работы мотора подача масла резко прекращается, но при этом вал турбины сохраняет инерционное вращение. Давление масла падает быстро и практически до нуля, так что можно сказать, что вал вращается «на сухую».
Малое количество остаточного масла, поступающее в подшипники турбины, принимает на себя всю остаточную тепловую энергию вала и коксуется, теряя все свои смазывающие характеристики. В итоге все трущиеся детали турбонагнетателя, лишенные смазки должного качества, сильно изнашиваются.
Правильное глушение турбированного двигателя автомобиля должно происходить следующим образом: сначала нужно дать двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты. За это время температура узлов и элементов турбокомпрессора снижается, потому что на турбину поступает меньше раскаленных газов из камер сгорания ДВС. После этого можно выключать зажигание. А вообще, силовой агрегат любого автомобиля (нетурбированного) лучше глушить не ранее 10 секунд после остановки авто.
На профильных ресурсах в Интернете (форумах) многие автовладельцы интересуются, почему при глушении современных моторов продолжает работать вентилятор. Многие не могут заглушить мотор, оснащенный турбокомпрессором, с помощью ключа. Все это эффекты одного порядка – с двигателя нужно снять остаточную тепловую нагрузку. Если вместе с мотором резко выключить все обеспечивающие системы (например, систему охлаждения), то тогда:
- сильно возрастет риск локального перегрева ЦПГ и других узлов мотора;
- если забортная температура ниже нуля, то тогда на разогретый мотор станет влиять резкий перепад температур.
Вообще, все резкое и быстрое, особенно если речь идет о температурных перепадах, для двигателя крайне вредно. Охлаждение никогда не происходит равномерно, и разноплановое температурное расширение/сокращение различных деталей силового агрегата (поршней, колец, распределительного вала) будет приводить к ускоренной выработке ими технического ресурса и столь же ускоренному выходу из строя.
Для того чтобы обеспечить равномерное остывание, вентилятор системы охлаждения после глушения двигателя может еще некоторое время работать, черпая энергию из АКБ. Это существенно уменьшает вред узлам и элементам силового агрегата, локализуя последствия термической микродеформации.
На большинстве современных моторов, оснащенных турбокомпрессорами, предусмотрен турботаймер. Это устройство, позволяющее глушить турбированный мотор через определенный промежуток времени после остановки самого транспортного средства.
Турботаймер позволяет водителю покинуть автомобиль сразу же после остановки, не дожидаясь, пока двигатель охладится на холостых оборотах
Выключение зажигания в данном случае произойдет автоматически – важно не забыть поставить машину в режим охраны (чтобы не «уехала»).. Минусом такой схемы глушения мотора является строгая необходимость ставить машину на стояночный тормоз (мало ли что), и в зимнее время задние колодки из-за этого могут примерзнуть к барабану или диску.
Минусом такой схемы глушения мотора является строгая необходимость ставить машину на стояночный тормоз (мало ли что), и в зимнее время задние колодки из-за этого могут примерзнуть к барабану или диску.