Причины замерзания охлаждающей жидкости
Заводской антифриз используется в системах охлаждения авто и замерзает при средней температуре -40 °С, но, к сожалению, некоторые производители охлаждающей жидкости для ДВС поставляют на рынки некачественную продукцию. Нередко встречаются случаи, когда уже при температуре -25 °С Ваш антифриз, а точнее вода, которая присутствует в составе, может замерзнуть. Есть большая вероятность, что это приведет к выходу из строя системы охлаждения, срыву патрубков и резиновых трубок, появлению трещин в металлических элементах системы (вплоть до разрыва радиатора и головки блока цилиндров). Иногда антифриз может замерзнуть по вине самого автолюбителя, если при утечке охлаждающей жидкости из расширительного бачка он будет часто разбавлять ее обычной водой.
Как поменять антифриз правильно
Проще всего будет заменить тосол самостоятельно при наличии свободного гаража с ямой. Но можно и без этого, главное придерживаться инструкции:
- поднять задок машины домкратом;
- полностью слить старый антифриз из системы и радиатора — открыв краник или сливную пробку в нижней части автомобиля (чтобы жидкость вытекла быстрее, надо открыть крышку расширительного бачка);
- закрутить сливную пробку;
- промыть систему охлаждения — надо залить промывочный концентрат, разбавленный водой в пропорции, указанной на упаковке средства;
- заправить новый состав.
Слив антифриза
Заливать свежий антифриз надо правильно, иначе в систему может попасть воздух. Автомобиль надо выровнять, чтобы он стоял в строго горизонтальной плоскости. Затем отсоединить верхний патрубок, через который тосол подается в ДВС (на многих авто расположен возле коллектора впуска). Теперь заправить незамерзайку медленной струйкой в расширительный бачок через воронку до тех пор, пока жидкость не вытечет из снятого шланга.
На этом все — останется поставить патрубок на место и плотно закрыть крышку бачка. Машину надо прогреть до рабочей температуры, чтобы заработал вентилятор. Затем проверить уровень тосола в бачке: если он опустился ниже нормы, то долить до отметки Min.
Основные различия между этими ОЖ
В чем же заключаются различия между традиционным антифризом и «Тосолом»? В первую очередь стоит отметить, что «Тосол» — это та же охлаждающая жидкость только отечественного производства. История того, как на постсоветском пространстве автомобилисты стали называть любой антифриз «Тосолом», уходит на несколько десятилетий.
Тогда при Советском Союзе на авторынке продавался единственный вид хладагента и он назывался «Тосолом». Отсюда это и пошло. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что главным различием российского «Тосола» от любого другого хладагента является синий цвет. Однако это далеко не так. Цвет расходного вещества зависит исключительно от красителя, который в него добавляют, но ни на какие эксплуатационные характеристики он не влияет. Так что мнение о том, что синий цвет — главное различие между «Тосолом» и антифризом, ошибочное.
Долив дистиллированной воды в расширительный бачок
Состав
Собственно, эксплуатационные характеристики и состав вещества — это главное различие между ними. В составе ОЖ отечественного производства входит этиленгликоль и дистиллированная вода. Кроме того, в » также присутствуют дополнительные присадки на основе солей неорганических кислот. В частности, речь идет о фосфатах, силикатах, нитритах и нитратах.
В основе любого антифриза присутствует этиленгликоль и дистиллят, а также пропиленгликоль и спирт. Но ключевую роль здесь играют именно органические присадки. Их состав особенно ценен для расходного вещества, поскольку данные присадки увеличивают антикоррозийные и антипенные свойства материала.
Характеристики
«Тосол». В результате того, что на поверхности металлических компонентов охлаждающей системы появляется защитный слой, толщина которого зачастую не превышает 0.5 мм, это отражается на теплопередаче. Именно из-за этого может вырасти расход бензина, а ресурс мотора транспортного средства будет сокращаться. На практике хладагенты отечественного производства теряют свои свойства уже спустя 30-40 тысяч километров пробега.
Залив зеленой охлаждающей жидкости в расширительный бачок транспортного средства
Поскольку в составе «Тосола» могут присутствовать фосфаты и силикаты, эта ОЖ может образовывать гели и осадки на стенках охладительной системы. Образование отложений в системе впоследствии может привести к засорению радиатора и, соответственно, выходу его из строя.
Антифриз. Качественный хладагент образовывает защитный слой только на тех компонентах системы, которые более подвержены коррозии. Кроме того, теплопередача не нарушается, а значит для деталей двигателя использование такой ОЖ более безопасно.
Лобридные
Лобридные антифризы впервые появились в 2008 году. Это дорогие ОЖ на основе эфира – пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.
Эта ОЖ не ядовита и экологически менее вредна, чем антифризы с этиленгликолем.
- Срок их службы более 5-лет.
- По составу они подходят для большинства современных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
- По цвету они бывают розовые и фиолетовые.
Лобридные антифризы используются пока реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов, в основном из-за их стоимости. Но за ними – будущее. Это такие жидкости как: Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.
Так что же лучше — антифриз или тосол?
С появлением новых автомобилей повысились требования и к расходным материалам. Это касается не только моторного или трансмиссионного масла, но и охлаждающей жидкости.
Антифризы, изготовленные на базе пропиленгликоля, отличаются большей экологичностью и низкой токсичностью. Они могут использоваться в двигателях с алюминиевыми элементами.
Что касается тосола, в прежнем виде он не производится со времен СССР. Те же версии, что продаются на прилавках, во много напоминают антифриз
Это значит, что при выборе важно смотреть на состав ОЖ и рекомендации производителя, а не название
Но исходя из вышеизложенной информации – антифриз лучше тосола хотя бы потому, что на рынке такой продукт предлагается в большом количестве, поэтому есть из чего выбрать под требования автопроизводителя.
Можно ли смешивать тосол и антифриз
Вопрос смешивания двух видов охлаждающих жидкостей не совсем корректный. Как тосол, так и антифриз предназначены для системы охлаждения
Это значит, что при определении соответствия важно учитывать марки ОЖ, а не их тип
- G11 запрещено смешивать с: G12, G12+, G12++ и G
- G12 запрещено смешивать с: G11, G12+, G12++ и G
- G12+ запрещено смешивать с: G12++ и G
- G12++ и G13 совместимы со всеми антифризами.
Результатом неправильного смешивания становится осадок, который сложно убрать. В наиболее сложных случаях происходит превращение рабочей жидкости в «желе».
Таблица совместимости антифризов.
Во избежание проблем лучше не смешивать разные виды антифриза. Исключением являются случаи, когда вы знаете тип залитой жидкости. Также нельзя ориентироваться на цвет, который может меняться в зависимости от подходов производителей.
Важно! Одинаковый состав еще не означает, что охлаждающие жидкости можно смешивать. В таком случае они могут иметь разные присадки, что приводит к негативным последствиям, в том числе к перегреву двигателя
Можно ли смешивать тосол и антифриз зеленого, синего, красного цвета, G11/12
На что влияет цвет охладителя
Производители окрашивают антифриз не просто так. По цвету проще определить, какая ОЖ подходит для вашего автомобиля с позиции состава и особенностей мотора.
К основным оттенкам стоит отнести:
- Красный. Походит для силовых агрегатов с медными и латунными элементами. Отличается наибольшим качеством. Служит около пяти лет. Густеет при снижении температуры до -65 градусов Цельсия.
- Зеленый. Применяется для системы охлаждения с алюминием, которая используется в большей части современных авто. Имеет среднее качество, служит около трех лет.
- Синий. Наиболее бюджетный вариант. Имеет ресурс не более 1-2 лет. Обеспечивает работоспособность мотора при температуре до -40 градусов Цельсия.
Зарубежные заводы-изготовители чаще используют зеленые красители для антифризов класса G11. Более новые типы окрашиваются в розовый, фиолетовый, желтый или красный. Это позволяет отличить силикатные ОЖ от остальных.
Жидкость для охлаждения двигателя автомобиля: общая информация
Хорошо известно, что двигатель внутреннего сгорания является тепловой машиной, которая преобразует энергию сгорающего топлива в механическую работу. Естественно, такую установку нужно охлаждать, чтобы поддерживать необходимый тепловой режим.
Другими словами, для нормальной работы всех узлов и деталей ДВС под нагрузками нагрев мотора должен оставаться в строго заданных пределах. Рабочая температура двигателя не должна как опускаться ниже заданного порога, так и превышать расчетный показатель.
Для решения задачи на автомобилях используется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушного и жидкостного охлаждения ДВС. Жидкостная система предполагает принудительную циркуляцию рабочей жидкости.
На работающем двигателе нагрев ОЖ может доходить до 100 градусов по Цельсию и даже выше, при этом после остановки мотора жидкость во время длительного простоя охлаждается до наружной температуры.
Как видно, рабочая жидкость находится в достаточно тяжелых условиях. При этом к ней выдвигаются особые требования. Дело в том, что свойства жидкости должны, в первую очередь, обеспечивать максимальную эффективность работы системы охлаждения двигателя. От этого напрямую зависит надежность агрегата и его ресурс. ОЖ должна обладать высокой теплопроводностью и теплоемкостью, иметь высокий температурный порог кипения, достаточную текучесть.
При этом после остывания такая жидкость не должна сильно расширяться в объеме и кристаллизироваться (превращаться в лед). Параллельно с этим жидкость также не должна пениться во время работы, а также не оказываться агрессивной, то есть взывать коррозию различных металлических элементов, оказывать воздействие на резиновые патрубки, уплотнения и т.д.
К сожалению, хотя дистиллированная или очищенная вода дешевая в производстве и имеет ряд необходимых свойств (отличается высокой способностью к эффективному охлаждению, обладает высокой теплоемкость, негорючая и т.д.), все же использовать ее в двигателе проблемно.
Прежде всего, она имеет низкую температуру закипания, быстро испаряется, а различные примеси в ее составе (соли и т.д.) вызывают активное образование накипи. Также вода замерзает в системе тогда, когда наружная температура опускается до ноля градусов и далее образуется лед.
При этом происходит значительное увеличением объема замерзшей воды, что становится причиной разрывов каналов и патрубков, то есть происходит повреждение, в металлических деталях появляются трещины и т.п. По этой причине воду нельзя использовать круглогодично в регионах, где в зимний период отмечено понижение среднесуточных температур до ноля и ниже.
Вполне очевидно, что весьма затруднительно заниматься постоянным сливом воды из системы охлаждения перед стоянкой машины на улице или в неотапливаемом помещении. Для решения проблемы были разработаны специальные охлаждающие жидкости, которые получили свойство не замерзать при низких температурах.
Фактически само название «антифриз» происходит от английского «antifreeze», то есть незамерзающая. Указанные составы быстро вытеснили воду из жидкостных систем охлаждения, тем самым в значительной мере упростились и особенности эксплуатации ТС.
Что касается ТОСОЛа, данная разработка является аналогом западного антифриза, только была разработана на территории бывшего СССР. Указанный тип ОЖ изначально создавался для автомобилей ВАЗ, при этом торговая марка не регистрировалась.
Сегодня многие изготовители охлаждающих жидкостей на территории СНГ используют широко известное название ТОСОЛ для своих продуктов, однако эксплуатационные свойства жидкостей могут отличаться по причине наличия разных присадок и дополнительных компонентов.
Можно ли смешивать антифриз с водой
Вода вместо антифриза – это не лучший вариант. А можно ли тосол смешивать с водой? Специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Такой вариант допускается только в отношении пропилен-гликолевого тосола с температурой кристаллизации в районе -65 градусов.
Такой состав допускается разводить дистиллированной водой в соотношении 1 к 1 (при этом температура замерзания полученной охлаждающей жидкости будет в районе -20 градусов). Но и от подобных смешиваний рекомендуется воздерживаться (исключение – это если подобные процедуры допускает выполнять производитель тосола, что указывается в его инструкции).
Этиленгликолевый антифриз мешать с водой категорически запрещено, так как при изменении его первоначального химического состава он теряет большую часть своих свойств (оптимальная вязкость, теплоотдача, моющие свойства, защита от коррозии). А ещё из-за этого активируется процесс пенообразования (отмыть от пены систему охлаждения впоследствии не так и просто).
Доливать воду допускается в единственном случае – это экстренная необходимость восстановления номинального уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Проще говоря если прямо в дороге возникла существенная утечка и водителю необходимо просто доехать до ближайшего СТО. После дозаправки воды всю жидкость впоследствии необходимо сливать и заливать новый тосол (уже после устранения течи).
Можно ли антифриз и тосол смешивать с водой
Мешать тосол и антифриз допускается с дистиллированной водой, потому что в ОЖ ее содержится где-то 70%. Стоит помнить, что при вмешательстве происходит потеря свойств порога замерзания, то есть в зиму хладагент может замерзнуть повредить патрубки, радиатор и разорвать двигатель. Даже если антифриз не заледенел полностью, а просто кристаллизовался, это может поспособствовать протеканию радиатора. Смешивать воду с ОЖ можно в том случае, если вода испарилась, а состав увеличил плотность. Проделывать смешивание нужно аккуратно, заранее слив всю жидкость, развести, в пропорции 1:1 (в этом случае антифриз будет иметь температуру замерзания около -40) и снова залить в систему. Если сомневаетесь, то на этикетке должны быть указаны допустимые пропорции.
Тосолы и вода
Не менее часто народ интересуется, допустима ли доливка в антифриз обычной воды. Ответ прежде всего зависит от того, в каком виде вы купили тосол. Есть концентрированные жидкости, разведение которых является обязательным. Главное при этом следовать инструкции
Особенное внимание требуется уделить 2 тонкостям:
- разбавление должно вестись только дистиллированной водой. Водопроводная является слишком жесткой и ведет к выпадению осадков; питьевая бутилированная чуть лучше, но все равно содержит соли, нужные организму, но абсолютно лишние в системе охлаждения;
- указанные производителем пропорции должны строго соблюдаться. В противном случае антифриз не будет выполнять свои задачи так, как это запланировано.
Теперь рассмотрим вариант, при котором вы обнаружили слишком низкий уровень охлаждающей жидкости в отсутствие какого-то запаса. Особой беды в пополнении водой не будет, тем более, если вы опять же воспользуетесь дистиллятом и в летнее время. Однако одобряемым это действие не считается многими экспертами. Во-первых, способность жидкости к замерзанию возрастет, а к охлаждению снизится. Во-вторых, присадки антифриза при прохождении внутренностей системы покрывают их антикоррозийной пленкой.
Добавленная в бачок вода будет потихоньку смывать защиту. И если вы забудете на продолжительное время о низкой концентрации тосолов, система охлаждения начнет ржаветь. В-третьих, если вы произвели такие действия зимой и оставили машину с жидким антифризом на ночь на морозе, готовьтесь к серьезным повреждениям. Тосолы, даже если температура упадет ниже критической, замерзая, не расширяются, радиатор не замораживают, а при запуске движка возвращаются в исходное состояние. Вода же может просто разорвать шланги и патрубки, если будет в них находиться.
Так что пусть вопрос, можно ли смешивать и разбавлять тосол водой, останется для вас чисто гипотетической, а ситуация, при которой придется перевести его в практическую плоскость, никогда не наступит. Не так уж дороги антифризы, чтобы рисковать здоровьем автомобиля ради небольшой экономии.
Охлажда́ющая жи́дкость (ОЖ) — жидкость, играющая роль теплоносителя в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и других машин. Современная ОЖ также выполняет другие функции, включая предохранение системы охлаждения от коррозионных процессов и накипи, разрыва из-за расширения при замерзании и нагревании, самой жидкости и так далее.
Разница между тосолом и антифризом
В чём же заключается разница между тосолом и антифризом, и как их можно отличить друг от друга?
- Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей (обязательно к прочтению: большой ликбез по антифризам).
- Тосол – это тоже антифриз, только отечественного производства. Он не хуже и не лучше других охлаждающих жидкостей.
Слово «тосол», на самом деле, является аббревиатурой названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, в котором он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» обозначает принадлежность к группе спиртов.
В те времена никто не подумал запатентовать название «тосол» и сейчас его используют многие отечественные производители антифризов. На сегодняшний день ни один производитель не изготавливает тосол по рецептуре того самого настоящего советского «Тосола».
Рекомендуем: Какая коробка передач лучше: автомат, робот или вариатор?
Это ни хорошо и ни плохо, просто производителями в маркетинговых целях используется популярное в среде автолюбителей название. Поэтому в большинстве случаев под маркой «Тосол» вы сможете приобрести качественный антифриз для системы охлаждения двигателя. Главное в этом вопросе – выбрать проверенного производителя, а не покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Тосол».
Антифризы делятся на минеральные (класс G11), органические (класс G12) и лобридные (класс G12++ и G13) – разница между ними состоит в применяемой основе и присадках.
- Тосол относится к минеральным антифризам. Его срок службы составляет 50 000 км или 2 года эксплуатации.
- Органические антифризы допускается использовать до 5 лет или 250 000 км пробега.
- А лобридные антифризы совместимы с любыми другими охлаждающими жидкостями для автомобилей, и их можно смело доливать в новые моторы.
Тосол больше применяется в отечественных машинах. Основа у тосола и антифриза одна – этиленгликоль, а плотность у них разная. Поэтому для измерения плотности тосола используют один ареометр, а для антифриза – другой.
Различают тосолы и антифризы по определенным параметрам:
- Температуре кипения;
- Температуре замерзания;
- Антикоррозийным свойствам;
- Смазывающим свойствам.
Выпускаются охлаждающие жидкости в таких цветах как зеленый, синий, желтый и красный. Достигается это за счет применения красителей.
С разницей между тосолом и антифризом мы разобрались, теперь можно переходить к следующему распространенному среди автолюбителей вопросу.
Что делать при утечке?
Итак, рассмотрев особенности применения незамерзающей жидкости в радиаторе мы переходим к вопросу, что делать, если в пути обнаружили утечку жидкости. Опытные автолюбители держат на такой случай в багажнике небольшой запас ОЖ. Достаточно литрового флакона
Обратите внимание, что некоторые типы современных антифризов не рекомендуется смешивать. Поэтому, уточните заранее, какая разновидность у вас используется
Особенно это важно для новых автомобилей
При наличии такого запаса, проблем с нехваткой охлаждающей жидкости не возникнет, вы всегда сможете восполнить недостаток
Особенно это важно для новых автомобилей. При наличии такого запаса, проблем с нехваткой охлаждающей жидкости не возникнет, вы всегда сможете восполнить недостаток. Но, не забудьте выявить причину утечки, хорошо если это испарение, хуже если разгерметизация
Но, не забудьте выявить причину утечки, хорошо если это испарение, хуже если разгерметизация.
Если у вас нет в машине запаса антифриза, то лучше использовать простую воду. Не стоит заливать минералку, дизтопливо, спиртные напитки. Часто люди спрашивают, что делать если чистой воды с собой нет. Возьмите из любой лужи, только профильтруйте от механических примесей через кусок ткани. Если такая ситуация возникла зимой, то растопите снег, для этого можно возить с собой небольшую газовую горелку, в крайнем случае, можно развести костер. Любая вода окажет меньше вреда, чем прочие жидкости.
Не забудьте после приезда домой слить смесь воды с антифризом. Температура замерзания у такого раствора ниже, что может привести к размораживанию системы. Обязательно промойте систему, это позволит удалить отложения солей. После этого заливают антифриз. Полностью слить воду не получится, для этого существует несколько разных методик.
Заключение
. Практически каждый автолюбитель сталкивался с недостатком ОЖ в радиаторе автомобиля. В связи с этим, часто возникает вопрос, можно ли залить незамерзайку вместо тосола. На практике делать это категорически запрещено. Использование такого варианта вероятнее всего, приведет к серьезным проблемам с двигателем.
Состав тосола и антифриза
Практически все охлаждающие жидкости имеют одинаковую основу. Около 90-93% общего объёма составляет этиленгликоль + дистиллированная вода. Само по себе такое соединение выдает неплохие характеристики: температура кипения около 150 градусов, замерзание происходит при -40 градусах.
К минусам этого состава относится высокая агрессивность в отношении элементов системы охлаждения. Использование такой жидкости без антикоррозийных присадок приводит к непоправимым последствиям (деформация блока цилиндров, выход из строя помпы и радиатора, размягчение патрубков и магистралей).
Для того чтобы избежать негативных последствий используют дополнительные присадки, состав и количество которых классифицирует все антифризы следующим образом.
Тосол – жидкость синего или красного цветов
Берет свое начало еще со времен СССР. Тосол – это всего лишь незапатентованная аббревиатура, которая широко используется множеством производителей.
Первые три буквы ТОС расшифровываются как технология органического синтеза, последние две буквы добавили для созвучия.
В его основу входят этиленгликоль и дистиллированная вода, а так же добавляется пакет химических присадок (силикаты, фосфаты, бораты и т.д.), благодаря чему агрессивность жидкости снижается.
Как определить качество тосола — видео
Помимо охлаждающих свойств, тосол несет в себе и защитные функции. При помощи пакета присадок внутри блока цилиндров, радиатора и патрубков образуется защитный слой, толщиной в несколько микрон, который препятствует образованию коррозии, но уменьшает теплоотдачу двигателя.
Зимой это способствует к ускоренному прогреву ДВС и является положительным качеством. Но в летний период может стать причиной перегрева двигателя. Температура замерзания тосола -40 градусов, если жидкость синего цвета и -65, если красного. Температура кипения +115 градусов.
Срок службы Тосола в нормальных условиях эксплуатации составляет от двух до трех лет. При более длительной эксплуатации возможно выпадение осадка и разрушение защитного слоя.
Антифриз (G11)
Цвет синий или зеленый. Производится импортными организациями. G11 – маркировка по общепринятой классификации, предложенной концерном VAG.
В своем составе имеет гликолевую основу и дистиллированную воду с дополнительным набором химических присадок. Главное отличие от тосола – добавление органического вещества (карбоновая кислота). Действия, которого направлены на предотвращение развития очагов коррозий.
Защитная функция выполняется аналогичным способом с синими ОЖ. Температура замерзания – 40 градусов. Максимальная рабочая + 130 градусов. Рекомендуемая частота замены – 5 лет.
Красный антифриз (G12). Все та же основа: этиленгликоль и дистиллированная вода. Для производства данной жидкости не используются химические присадки. От них отказались в пользу органических на основе карбоновой кислоты.
Отсутствие защитной пленки на внутренних элементах охлаждающей системы увеличило теплоотдачу, что решило проблему с перегревом в летнее время. Но увеличило образование коррозийных очагов, с которыми достаточно эффективно борется карбоновая кислота.
Минус данной формулы заключается в том, что защитные функции антифриза проявляются лишь после образования проблемы. Никаких профилактических мер органическими присадками не выполняется.
Диапазон рабочих температур составляет от -40 до +150 градусов. Срок службы ОЖ G12 составляет 5 лет.
Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз
Еще часто встречается вопрос, а можно ли смешивать тосол и антифриз? Поскольку, опять же, мы выяснили, что тосол – это разновидность антифриза, то уместнее будет просить, можно ли смешивать антифризы между собой?
Поэтому доливать другую ОЖ можно только в крайних случаях и по чуть-чуть. А вот заливать то, что под руку подвернется, не разобравшись, что находится в бачке, и вовсе опасно. Вступившие в конфликт присадки могут превратить жидкость в гель или образовать обильный осадок.
Можно ли смешивать антифризы одного цвета?
Также можно встретить вредный совет доливать антифриз по цвету. Это неправильно, так как цвет – всего лишь выбор производителя и не означает принадлежность к какой-либо категории. Единственное, чем нужно руководствоваться при выборе доливки, это технология и состав.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных цветов?
Как мы уже определили, цвет охлаждайки не влияет на ее состав, так как это всего лишь краситель. Смешивать, при необходимости, лучше вещества одинаковые по составу, например, не замерзайку G11 можно смешивать с такой же, с гибридной или тосолом. Карбокислатные – мешать с карбоксилатными. Ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатный антифриз с традиционным или тосолом!
Если есть возможность, то лучше выбирать охлаждайку такого же производителя или, проще говоря, просто долить такую же.
Причины потемнения
Их не так много, но они все отображают важные проблемы. Причем бывает иногда антифриз коричневый, иногда черный (бывает с хлопьями), а вот иногда он еще и пенится.
- Вышел срок. Как я уже писал сверху, темнеет от того что просто перестают работать присадки (база). Может образовываться налет и осадок внутри
- Окисление стенок внутри. Исходя из первого пункта, можно понять, что защита металлических частей уже не происходит так как нужно, стенки начинают окисляться. Появляется ржавчина вот вам и коричневый цвет
Резиновые части. Опять же смотрим на пункт «1», антифризы (тосолы) это активные вещества, если в них нет присадок (которые сдерживают их пыл), тогда они могут разрушать стенки шлангов, патрубков и прочего. Причем в этом процессе образуется черноватый оттенок
- Закипание. От того что присадки перестали работать, возможно закипание внутри системы, конечно же все это может выходить в расширительный бачок. Все дело в том, что нормально работающий антифриз может выдерживать температуру в 120 градусов, а уже у изношенного при 90 начнут образовываться пузырьки. Это отрицательно сказывается на жидкости в целом (в том числе на ее цвете) и на состоянии мотора
- Вода из крана. В дальней дороги бывает такое что система дает течь, например — прорвало шланг. Вы ее устраняете, но нужной вам «охлаждайки» рядом нет (чтобы дополнить уровень)! Вы наливаете обычную воду из под крана, либо из бутылки с минералкой. Но это вода не предназначена для системы, она будет оставлять накипь на стенках. Опять же возможно образование бурого оттенка.
- Моторное масло. Иногда масло попадает в систему охлаждения, либо через теплообменники, либо через прокладку головки блока. Оно придает темный окрас
- Присадки. Добавка всяких чудо средств в радиатор (например для устранения течи). Кто бы что не говорил, но они также не пойми как реагируют на антифриз или «ТОСОЛ», цвет после их применения, скорее всего изменится.
- Белый налет (хлопья эмульсия) на крышке или стенках расширительного бачка. НУ и последнее бывает образуется белый налет (хотя сама жидкость нормального оттенка), иногда в виде хлопьев, иногда просто в виде пленки. Это попадание моторного масла в систему, либо при ремонте, либо пробита прокладка головки блока. Тянуть с ремонтом нельзя, нужно устранять
В любом случае если окраска поменялась, то вам нужно принимать срочные меры – ЗАПОМНИТЕ ЭТО НЕ НОРМАЛЬНО.
Что лучше?
Единственным преимуществом Тосола может быть только его цена. И этот фактор играет решающую роль у владельцев старых автомобилей советского производства. Это вполне объяснимо, так как их ресурс либо уже исчерпан, либо на исходе. Получается, заливать дорогие импортные хладогенты в попытке сберечь и так изрядно «уставший» двигатель нет смысла.
Среди недостатков тосола числятся следующие его особенности:
- антикоррозийная пленка, образующаяся на двигателе, ухудшает теплоотдачу. Само собой, работа в повышенных температурных режимах не окажет положительного воздействия на мотор. Кроме того, это приводит к увеличению расхода топлива.
- самый высококачественный тосол требует замены через сорок тысяч пробега (или через каждые два года). Антифриз же нужно менять только после 100, а в некоторых случаях и после 250 тысяч (или каждые пять лет). Это связано с составом и количеством присадок.
- тосол очень агрессивен по отношению к алюминию. А во многих автомобилях радиаторы изготавливаются именно из этого металла. А среди антифризов имеются содержащие карбоксилаты, которые защищают детали из алюминия и его сплавов.
- благодаря тем же карбоксилатам, импортные антифризы не «убивают» водяные насосы, а также отлично «уживаются» со всеми резиновыми и пластмассовыми деталями.
- во время применения тосола в системе охлаждения неизбежно образуется гель, который может засорить и испортить радиатор. С качественными антифризами такого не происходит.
Все эти аргументы, полученные на основе многолетнего опыта и испытаний, должны дать окончательный ответ на вопрос о том, что лучше использовать: антифриз или тосол. И если кто-то решит перейти на более качественную охлаждающую жидкость, то будет полезно узнать, как это правильно делать.
Зачем менять антифриз
Очевидно, что в составе жидкости имеются полезные присадки, которые теряют свои свойства на определенном пробеге. Незамерзайка с выработанным ресурсом превращается в ненужный, вредный состав, из‐за которого перегревается и портится двигатель. А все потому, что некачественная охлаждайка не отводит тепло от мотора, забивает патрубки всей системы, провоцирует коррозионные процессы. В такой ситуации капитальный ремонт ДВС неизбежен.
Отработавший и свежий антифриз
В свежей, хорошей жидкости охлаждения присутствуют антикавитационные присадки, которые успешно борются с эрозией металлических поверхностей деталей автомобиля. Она защищает не только двигатель, но и радиатор, патрубки, водяную помпу и другие элементы от разрушения. Поэтому менять антифриз в машине вовремя — крайняя необходимость.
Как правильно выбрать антифриз
Чтобы машина работала без перебоев, а охлаждающая жидкость не замерзала, лучше всего использовать оригинальный антифриз. Каждая марка автомобилей может предложить свой брендовый продукт, который максимально соответствует требованиям системы охлаждения конкретной машины. Но, если у вас нет возможности использовать такую жидкость, можно воспользоваться альтернативными выходами из ситуации. Для заправки подойдет любой хороший бренд высокого качества: европейский или американский G11 с этиленгликолем в составе либо G12, который основан на пропиленгликоле и является более качественным. Также можно приобрести и использовать японский антифриз OEM. Чтобы снизить риск покупки некачественной продукции, стоит учесть следующие факторы:
- Точки продажи. Не стоит покупать жидкость в несертифицированных местах.
- Бренд. Лучше выбирать известную и проверенную марку.
- Состав. От используемого сырья зависит конечный результат.
Что лучше антифриз или тосол
Сказать однозначно, что лучше тосол или антифриз не представляется возможным. У каждой жидкости имеются свои плюсы и минусы. Каждая рекомендуется для использования в тех или иных автомобилях.
Антифризы класса G12 (красные), в составе которых есть карбоновая кислота, отлично проявляют свои качества при работе в медных и латунных радиаторах. Наибольшую защиту алюминиевых радиаторов обеспечивают жидкости класса G11 (зеленые) и тосол.
Важный момент при выборе ОЖ. Сам по себе антифриз бесцветный. Синий, красный, зеленый, желтый цвет охлаждающей жидкости достигается добавлением красителей, которые никаких функций не выполняют.
Соответствие цвета определенному классу является общепринятым, но не перманентным. Нужно понимать, что цвет не является определяющим фактором при выборе жидкости. Именно классификация на этикетке поможет подобрать необходимую для вашего автомобиля охлаждающую жидкость.