Типы свечей
Намного напомню, сейчас всего два основных типа свечей зажигания: это обычные никелевые и усовершенствованные иридиевые. Я сейчас не буду говорить про двух, трех электродные варианты, все же у них центральный электрод в основном из никеля.
Отличаются два основных типа кардинально:
Никелевые – имеют центральный и боковой электроды из никелевого сплава с другими металлами, может также применяться, сталь и т.д. Здесь нет драгоценных металлов, центральный электрод выполнен в виде цилиндра.
Иридиевые – здесь также есть центральный и боковой электроды. Основа у них также сделана из обычных металлов, однако есть напыление сверху в несколько микрон из иридия, платины и других драгоценных вариантов. Делается это для того, чтобы центральная часть, которая заточена как игла, не сгорала от высоких температур.
Стоит отметить чистка у этих двух основных типов, будет сильно различаться.
Чистка путем воздействия высоких температур
Этот способ остался автолюбителям в наследство со времен СССР. Он был единственным правильным методом для борьбы с нагаром. Метод заключался в том, чтобы выжечь на электродах и резьбовой части свечи все образовавшиеся отложения. Для этого свечу клали на горелку газовой плиты на 20-30 минут. Когда металл раскалялся докрасна, все ненужное либо сгорало, либо отпадало. Оставалось только зачистить электроды, и свеча приобретала свою вторую жизнь.
Важно: этот метод ни в коем случае нельзя применять относительно современных свечей! Материал, из которого делают их изоляторы сегодня, не выдерживает подобных процедур. Решив таким способом восстановить свечу, вы рискуете погубить ее с вероятностью до 80%.
Нагар – это норма или неисправность?
В идеале нагара быть не должно, допустим только небольшой налет, делающий свечи немного черными, но не более того.
Керамический изолятор должен оставаться практически чистым, максимально, что может быть – он станет немного сероватым. На работоспособность это не влияет.
Проблема появляется, если поверхность покрывается толстым черным слоем, маслянистым нагаром или налетом красного цвета.
Причин обрастания свечей сажей может быть несколько:
- Неисправность системы питания.
- Неправильная работы системы зажигания.
- Выход из строя свечей.
- Попадание в цилиндр масла через маслосъемные кольца или изношенные сальники клапанов.
- Некачественный бензин или содержащий присадки из частиц металла (за красный нагар отвечают они).
В случае плохого бензина проблема решается просто – залейте нормальное топливо и через 2-3 сотни километров пробега свечи очистят себя сами.
Обычно неприятность с топливом возникают на определенных заправках и решаются она простой сменой места постоянной заправки.
Но вот в других случаях нужно искать причину отложения копоти, т.к. чистка поможет недолго и вскоре сажа появится снова.
Но, даже если вы нашли причину и исправили, загрязненные свечи нужно почистить, с нагаром они работают гораздо хуже, снижая эффективность на 10-15%.
Так происходит из-за того, что нагар выступает как сопротивление, снижая мощность искры.
Как результат, топливно-воздушная смесь хуже поджигается и может сгорать не полностью, что приводит к тому, что:
- Снижается динамика, машина начинает разгонятбся менее охотно, чем раньше.
- Растет расход горючего примерно на 3-5%, это немного, но затраты на топливо вырастают, что неприятно.
- Увеличивается выброс СО2 и других вредных выбросов.
- Двигатель начинает неровно работать на холостом ходу, ощущение обычно такое, будто он вот-вот заглохнет.
- Провалы при нажатии педали акселератора, вместо разгона, она начинает дергаться, не развивает нужных оборотов.
С учетом того, что бензин у нас не самый лучший, желательно очищать свечи каждые 10-15 тысяч километров.
Это обойдется гораздо дешевле, чем покупать новый комплект, тем более что даже никелевые свечи хорошего качества сейчас изрядно подросли в цене.
Прокаливание
Если свечи зажигания новые, были установлены относительно недавно, и получилось их залить, то лучше всего их не чистить, а прокалить в домашних условиях. Использование паяльной лампы в этой ситуации предпочтительней, но также можно воспользоваться и обычной газовой плитой. Не стоит долго держать свечи над паяльной лампой, достаточно дождаться полного исчезновения влаги на электродах и изоляторе. После этого следует очистить оставшиеся следы нагара щёткой с мягкой медной щетиной. Если свечи прокаливают над газовой плитой, то не следует делать это в течение длительного периода времени. Достаточно дождаться того момента, когда резьба станет тёмно-красного цвета, а боковой электрод приобретёт красный оттенок.
Дед учит как быстро, качественно и правильно чистить свечи зажигания
И вообще этим старым, так сказать дедовским способом чистиличасто раньше на карбюраторных двигателях.
Ну а если при зимних пропусках или при каких-то не большихизменениях ваши свечи зажигания «нагорели» и вы решили самостоятельнопочистить их, то смотрите и читайте далее.
Есть возможность воспользоваться у знакомого автомеханикапескоструйным станком (говорят, что изоляционный материал портится — брехня —им можно ножи точить — вот насколько он прочный).
Взять и приобрести в магазине бытовых штучек средство отржавчины и известкового налёта — «Ксилит» (Cillit). На несколькочасов окунуть свечи в нём и сполоснуть.
Дедушка из серии: чем мазать стёкла на машине, чтобы не мёрзли и не потели (тут), а также — добавил 2-е детали и теперь машина быстрее разгоняется и расход на 10% меньше (тут) предлагает свой вариант.
Что он делает со старыми свечками?
Он берёт стакан и наливает в него уксусную кислоту. Туда«запускает» старые свечи зажигания с нагаром и оставляет на минут30-40 — каждые 10 минут взбалтывая.
Уксус и сода поможет качественно почистить свечи зажигания вашего авто
После насыпает туда же некоторое количество соды и опятьвстряхивает. Далее можно воспользоваться старой зубной щёткой и до концаочистить ей.
Ну и финал всей истории — высушить свечки над плитой или набатарее. Видите, что это копеешный способ?! Ах да. Про зазор-то забыл –необходимо выставить правильный зазор между контактами свечи.
Кстати некоторые советуют кипятить сначала в растворелимонной кислоты с водой, а уж после в растворе соды с водой.
Дед Виктор советует:
Ну а кому не хочется проделывать такие «махинации»— пусть свечи отходят свой ресурс и меняйте на свежекупленные.
Добра Вам на дороге! Ни жезла — ни ям! Следите за моиминовыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Когда свечи зажигания нужно чистить
Кроме явного нагара на свечах, опознать ситуацию, в которой их потребуется очистить, можно даже не заглядывая под капот. Озаботиться процедурой прочистки нужно, если:
- при работе мотора он «троит», что свидетельствует об отключении одного или нескольких цилиндров;
- выхлопные газы выходят плотными и имеют сизый оттенок;
- при начале движения появились заметные рывки;
- мотор запускается неохотно и не с первой попытки;
- расход бензина значительно вырастает.
Если проблема в цилиндре, определить это можно по нагару, который будет наибольшим в нестабильном секторе. Остальные свечки будут иметь нормальный налет, это специфика двигателя внутреннего сгорания.
Способы очистки свечей в домашних условиях
Свечи, утратившие функциональные качества, восстанавливаются в бытовых условиях:
Физический
Ручной способ с очисткой электродов наждачной бумагой, надфилем. Предпочтительно при неожиданных дорожных ситуациях. Желательно чистить мелкой металлической, капроновой или щёткой зубной, которая удалит грязь из нижней части заземляющего электрода.
Чистить свечи наждачной бумагой и другими жесткими материалами не рекомендуется
Чистка свечей пескоструйной машиной самый действенный способ
Видео об очистке свечей зажигания на пескоструйной установке, созданной своими руками
Тепловой
Прокаливать свечи можно на газовой плите до появления красного цвета
Выполняется прокаливанием (прожигание) детали. Рекомендуется, если электроды залиты. Прогреваются (сушатся) паяльной лампой, газовой горелкой или на плите до красного цвета. Завершается очисткой поверхности мягкой медной щёткой.
Химический
- Бытовые химические средства также очищают нагар, грязь, налёт. Подспорьем служат очистители от ржавчины, ацетон, уксус. Положительные результаты получаются после помещения детали в раствор с силитом, после чего очищается зубной щёткой.
Для чистки свечей можно использовать жидкость для очистки карбюраторов, «фейри», ацетон, очиститель ржавчины, уксус, спрайт и кока-колу
- Поскольку напитки Спрайт, Фанта, Кока-кола содержат ортофосфорную кислоту, также используются в качестве очистителей поверхностного нагара.
Свеча смачивается кислотой и беспрерывно прогревается в течение одной минуты. Затем опускается в кислоту и сушится. Процесс повторяется по каждой свече многократно (зависит от толщины покрытия). Эффект достойный применения.
Предварительно обезжирив рабочие поверхности, например, бензином, нагар, налёт разный можно очищать уксусом или кислым аммонием. Детали помещаются в сосуд с 20%!раствором аммония, выдержкой 0,5 часа. Процедура эффективна, если среда составляет не менее 90°С.
После чистки
Используется чаще на СТО, имея удовлетворительный эффект результата.
Химический способ очистки
Также существует возможность реанимировать свечи зажигания, используя средства, на химической основе. Данный способ позволяет выполнить удаление нагара на данных комплектующих максимально быстро и без проблем. Для того чтобы выполнить данную процедуру следует купить простое моющее средство или жидкость которая предназначена для выполнения очистки карбюраторов. Также может выполняться чистка свечей зажигания уксусом.
Процедура очистки при помощи очистителя от ржавчины
также допускается. Для использования этого способа необходимо выкрутить деталь и нанести на их поверхность слой в несколько миллиметров. Далее необходимо подождать полчаса и очистить поверхность, путем промывки при помощи воды. Может показаться очень смешным, но процесс чистки также осуществляется и при помощи кока-колы. Ходят слухи о том, что кислота ортофосфорного типа, которая входит в состав многих напитков, может максимально эффективно справиться с нагаром, который появился на этих комплектующих.
Говоря про очистку при помощи уксуса, прежде всего следует сказать о том, что данный способ является достаточно старым. В данном случае необходимо поместить свечи в емкость, куда предварительно был налит уксус. Комплектующие должны находиться в этой емкости на протяжении одного часа.
Также чистка свечей зажигания в домашних условиях может выполняться при помощи уксуснокислого аммония
. Изначально, свечи должны быть подвержены процедуре обезжиривания. Далее их нужно промыть, используя бензиновое топливо. На финальном этапе выполнения процедуры данного вида осуществляется процесс сушки. Необходимо погрузить свечи в 20-процентный раствор ацетата. В нем они должны находиться порядка тридцати минут. При этом температура должна составлять не менее 90 градусов. Выполняя процесс очистки, необходимо убедится в том, что помещение является хорошо проветриваемым. Дело в том, что пары, которые издает уксусная кислота, негативно влияют на организм человека, в связи с тем, что они ядовиты.
Следует отметить, что восстановление свечей зажигания может осуществляться и другими способами. При этом достаточно большое количество из них являются сложными в плане реализации. Именно поэтому, их использование рекомендовано для тех людей, которые имеют опыт работы.
Химическая чистка свечей зажигания от нагара
Рабочий ресурс свечей зажигания
Среднестатистическая свеча рассчитана на 20-30 тыс. км пробега, или на год эксплуатации. За это время в режиме нормальной работы двигателя ее электроды не успевают выгорать, т.е. она формально остается рабочей, при условии, что ее изолятор не имеет повреждений, и не пробивает на массу.
Среди автолюбителей бытует два мнения по поводу того, когда следует менять свечи. Одни утверждают, что делать это лучше перед наступлением холодов, для того чтобы в морозы двигатель легче заводился, а другие, наоборот, советуют производить замену по весне, объясняя тем, что за зиму на свечах оседает и накапливается толстый слой нагара из-за образующегося конденсата.
Механическая чистка
Механическая чистка может быть осуществлена двумя способами. В первом случае используется пескоструйное оборудование. Свеча закрепляется на специальном кронштейне, а ее рабочие элементы подвергаются воздействию струи воздуха с мельчайшими частицами песка или других абразивных веществ. Найти подобное оборудование также можно на СТО, но здесь опять все упирается в цену.
Чистка механическим путем может быть выполнена и собственными силами. Для этого понадобится специальная щетка с тонким металлическим «ворсом». Свеча сначала замачивается на 30-40 минут в бензине, керосине, ацетоне или жидкости для чистки карбюраторов, а после аккуратно чистится зубочисткой и вышеупомянутой щеткой. Недостатком этого способа является высокая вероятность нарушения установленного зазора между электродами, а также повреждение хром-никелевого покрытия юбки.
Химические средства
Для правильной чистки свечей зажигания в домашних условиях прекрасно подходят различные химические средства, которые в избытке можно найти на полках бытовых магазинов. Можно использовать обыкновенный ацетон или жидкость для удаления ржавчины. Для этого в пластиковый стакан необходимо налить такой жидкости столько, чтобы основной и боковой электроды, а также изолятор оказались полностью погружёнными в неё. После этого, жидкость со свечами необходимо оставить на 30-40 минут. За это время нагар от свечей зажигания станет мягче и буде полностью готов к удалению. Теперь свечи можно достать и с помощью мягкой щётки очистить оставшийся нагар. Его удаление происходит без особого труда, поэтому не стоит прикладывать чрезмерную силу. После окончательной очистки свечей, их необходимо промыть под струёй чистой проточной воды и высушить. Для сушки свечей подходит обычная духовка, в которой необходимо выставить минимальную температуру. Можно просто положить свечи зажигания на батарею и оставить их минут на 15.
Механические способы
Наиболее распространенный «дедовский» вариант – чистка свечей мелкой наждачкой. Когда-то чуть ли не у любого владельца старых «Жигулей» под капотом лежал кусочек этого «средства». Но такой метод ведет к снятию специального защитного слоя, появлению царапин, которые в будущем сыграют роль абразива, буквально притягивающего нагар. Поэтому применение наждачки оправдано разве что в дороге, когда другого выхода нет. Такие же минусы и у металлической щетки, способной лучше снять нагар. Также не рекомендуется чистить электроды острыми предметами: шило, тонкие отвертки, проволоку и т. п. Более щадящий (но менее эффективный) физический метод – применение жесткой зубной щетки.
Чистка свечей с помощью пескоструйного аппарата
Его принцип работы простой: от компрессора в специальное устройство через штуцер подается сжатый воздух, который перемешивается с расходным материалом: чистым речным или кварцевым песком. Он, проходя с высокой скоростью, выбивает частицы нагара из свечи. Можно, конечно, приобрести магазинный аппарат, но если у вас уже имеется компрессор, имеет смысл изготовить пескоструйку самостоятельно. Рассмотрим два варианта.
Напольное устройство
В этой конструкции расходный материал насыпается в резервуар. В него сверху подается воздух. Песок под давлением уходит вниз через кран к тройнику. В последний с одной стороны входит сжатый воздух. К другой части тройника подключается шланг с надетым на него распылителем. Для самостоятельного изготовления понадобятся:
- 15-литровая цилиндрическая ёмкость (например, идеально подходит отработавший своё бойлер);
- старая автомобильная свечка для изготовления форсунки;
- заглушка от чугунного радиатора отопления, к которой поперек нужно приварить кусок арматуры: получится ручка для переноски;
- отрезок (5-7 см) трубы, имеющий резьбу для ввинчивания в описанную выше заглушку;
- шланги и к ним хомуты для подвода воздуха от компрессора;
- сантехнический тройник;
- кран-бабочка;
- полдюймовый кран («папа-мама») и штуцер к нему для подвода шланга;
- полдюймовая сантехническая заглушка для изготовления форсунки.
Внешний вид и подробности изготовления напольного устройства можно узнать из видео.
Ручной пескоструйный аппарат
Более простой вариант. Здесь главная деталь – особый, пустой внутри, штуцер. В одну его сторону вворачивается свеча, к другой подводится сжатый воздух от компрессора. В верхнюю часть вворачивается отрезок трубки, на который надевается пробка от пластиковой бутылки резьбой кверху. В нижнюю часть штуцера тоже вворачивается трубка для отвода отработанного расходного материала.
Работает система просто: вкручиваете пластиковую литровую бутыль с отрезанным донышком в пробку и насыпаете туда песок. Далее вверните свечу и подайте воздух. Конструкцию держите под небольшим углом, чтобы уменьшить расход песка, одновременно чуть прижимая пальцем нижнее выходное отверстие. Если бутылку засыпать полностью, расходного материала хватит для очистки 4-х свечей зажигания. Воздух к штуцеру лучше подводить через пневматический пистолет, чтобы регулировать давление.
Причины появления нагара на свечах зажигания
После пробега в 15-20 тысяч километров свечи зажигания требуют очистки. Не обязательно они перестают функционировать, просто чистка электродов и внутренней поверхности свечи зажигания улучшит качество искры. Чтобы не следить за пробегом, свечи зажигания необходимо проверять и чистить каждое техническое обслуживание.
Нагар на основном или боковом электроде появляется из-за использования некачественного топлива. Бензин с большим количеством вредных примесей, после детонации смеси, оседает на электродах тонкой плёнкой окислителя. Если постоянно использовать топливо подобного качества, то чистить свечи придётся очень часто.
Также одной из причин возникновения нагара является неправильная настройка автомобильного карбюратора. Если его не настроить достаточно точно, то бензина с воздухом будет поступать куда большее количество, чем того требуется для запуска и плавной работы двигателя.
Последней причиной слишком частого появления нагара на электроде является погода. При минусовой температуре (особенно если автомобиль находится на улице), запуск двигателя происходит тяжелее и не всегда с первого раза. Поэтому почистить свечи также желательно после зимнего периода езды.
Как очистить свечи зажигания химическим методом
Существует множество бытовых и специальных средств, способных очистить от нагара. Для этого приготовьте небольшую емкость, чтобы туда помещалась свеча зажигания, жесткую кисточку, воду и сухую тряпку. Затем обезжирьте изделия (бензином, любым авторастворителем и т. п.), просушите. Стоит рассмотреть наиболее популярные химические средства:
- Cillit. Популярный «борец» с налетом и ржавчиной. Налейте состав в подготовленную посуду и опустите туда свечи. Ждать нужно 30-40 минут: вы увидите, как раствор постепенно станет мутным. Выньте изделия, дочистите их щеткой, прополощите в проточной воде и протрите тряпкой. Теперь свечи нужно просушить: для этого используйте горячий радиатор отопления, бытовой фен или духовку, работающую на минимальной температуре (ждите 15-20 минут). Точно также используйте иные бытовые средства: например, «Крот»,
- Автомобильный нейтрализатор ржавчины и ацетон. Опустите свечи в химикат, выдержите там 1 час и прочистите электроды деревянной палочкой (подойдет зубочистка). Промойте изделия и высушите.
- Кока-Кола, Спрайт, Фанта: всеми «любимые» напитки содержат ортофосфорную кислоту, которая хорошо справляется с нагаром. Здесь свечу нужно окунуть в раствор, вынуть и нагревать в течение полуминуты (можно зажигалкой). Кислота закипит, потемнеет. Операцию повторите не менее пяти раз.
- Уксусная кислота. Опустите в нее свечи на час, вытащите, закапайте внутрь по 5 капель аккумуляторного электролита и очистите деревянной палочкой. Детали промойте и высушите.
Уксуснокислый аммоний (ацетат аммония)
Понадобится 20%-й раствор этого вещества. Сначала детали промойте в бензине и хорошо просушите. Ацетат аммония поместите в металлическую ёмкость, где поместятся все свечи сразу, которые вы хотите очистить. Нагрейте раствор до 90 градусов (можно до кипения). Снимите ёмкость с огня и положите туда свечи на 30 минут.
Операцию осуществляйте в проветриваемом помещении, т. к. пары, получаемые при кипении уксуснокислого аммония ядовиты. Вытащите детали из раствора и прочистите жесткой зубной щеткой, промойте в воде и просушите.
Химическая чистка свечей зажигания
Химическая чистка – это единственный правильный способ избавиться от нагара на электродах свечей в домашних условиях. Он абсолютно не затратен, ни по времени, ни по средствам. Суть метода заключается в воздействии разного рода химических веществ на отложения. В качестве таких веществ могут выступать:
- жидкость для чистки карбюратора;
- 20 % раствор ацетата аммония;
- средства бытовой химии для чистки канализации, газовых плит, унитазов или для удаления накипи типа Cillit,Domestos, Санос, Крот и т.п.;
- раствор лимонной кислоты (2-3 столовые ложки на 200 гр воды);
- столовый уксус;
- газированные напитки типа «Кока-кола», «Фанта», «Спрайт» и др. (в их составе присутствует ортофосфорная кислота, эффективно борющаяся с нагаром).
Перед началом чистки рабочие части свечей необходимо обезжирить. Так химия начнет действовать быстрей. Для этого идеально подойдет бензин, ацетон или жидкость для снятия лака с ногтей (на ацетоне). После обезжиривания свечи связываются между собой при помощи изоленты, медицинского пластыря или обычной резинки для волос таким образом, чтобы их контактные стержни были направлены в одну сторону, а юбки – в другую.
«Пучок» свечей помещается юбками вниз в неширокую металлическую посудину, наполненную выбранной чистящей жидкостью так, чтобы она немного не покрывала юбки. Чтобы реакция прошла быстрей, емкость можно поставить на медленный огонь на газовую плиту (за исключением жидкости для чистки карбюраторов, которая является огнеопасной), и подогревать ее, не доводя жидкость до кипения.
По истечении 30-40 минут обработки свечи можно вытаскивать. Далее их необходимо прочистить обычной зубной щеткой, промыть теплой водой и насухо вытереть сухой тряпкой. Для ускорения процесса сушки, свечи можно положить на батарею или в теплую духовку. В случае, если с первого раза удалось удалить не весь нагар, процедуру необходимо повторить.
Стоит учесть, что влияние химически активных веществ распространяется не только на нагар, но и на защитное покрытие электродов и юбки. Из-за этого через какое-то время на них возможно появление ржавчины, особенно если свечи будут использоваться в качестве запасных, и храниться где-нибудь в багажном отделении. Чтобы этого не произошло, металлические части свечей можно обработать жидкостью типа WD-40 и поместить в пластиковую упаковку.
Залило свечи в мороз, что делать?
Если неприятной ситуации избежать все же не удалось – не паникуйте, все решаемо!
Способ №1, или что советует производитель.
- Выкрутите мокрые свечи из инжектора.
- Просушите их.
- Прокрутите стартер 10-15 секунд, только потом установите демонтированные детали на место и запустите двигатель.
Способ №2 – логичный.
- Снимите АКБ автомобиля, зарядите ее.
- Выкрутите замокшие элементы зажигания и установите на их место новые.
- Верните батарею на место и можете отправляться по назначению.
Способ №3 – народно-практический.
- Выжмете до упора педаль газа в пол и прокрутите стартером двигатель секунд 10-12.
- Отпустите педаль газа. ДВС должен запуститься.
Способ №4 – старинный «дедовский».
- Выкрутите пропитанные бензином свечи и с помощью старой зубной щетки или щетки по металлу тщательно очистите их от нагара и прочих загрязнений.
- Вычищенные детали хорошо просушите: феном, на плите, на батарее или в духовке.
- Проверьте зазоры и, если все в порядке, установите все на свои места.
А чтобы больше проблема вас не беспокоила возьмите за привычку ВСЕГДА:
- заправляться только качественным топливом;
- заливать в свое транспортное средство только хорошее моторное масло с соответствующими параметрами для холодного времени года;
- следить за зарядом АКБ и исправностью стартера, проводов высокого напряжения;
- своевременно прочищать и регулировать форсунки инжектора;
- приобретать запчасти, в том числе свечи, только у проверенных производителей с хорошей репутацией.
Типы свечей зажигания
Свечи зажигания бывают 2-х типов: рядовые никелевые и с напылением на электроды благородных металлов – платины или иридия.
Никелевые наиболее распространены, оба электрода у них выполнены из никелевого сплава.
Платиновые или иридиевые более дорогие. Несмотря на название, электроды у них тоже сделаны из никелевого сплава, есть также модели, где центральный электрод медный или серебряный.
Платина или иридий напыляются на электроды тончайшим слоем или же на конец электрода приваривается тончайшая пластинка.
Так как платиноиды имеют очень высокую температуру плавления, то электроды, покрытые ими, практически не выгорают от возникающей искры на всем протяжении службы.
Центральный электрод на таких свечах получается сделать тонким как иголка, что увеличивает мощность искры. На никелевых тонкий электрод просто расплавится.
Никелевый вариант
До сих пор многие водителя чистят никелевые электроды наждачной бумагой.
В принципе это выход для экстренных ситуаций, например, если свечи залило на дороге. Но не нужно делать это чрезмерно.
Достаточно провести пару раз «нулевкой». Этого вполне достаточно. Никель – металл мягкий, очень легко сточить электроды, увеличив зазор больше, чем нужно.
Например, требуется зазор 0,9 мм между электродами, а после чистки наждачкой стало 1,1 мм.
Кроме того, на разных свечах зазор может получиться разной толщины. В общем, в любом случае работа двигателя нарушится, станет менее эффективной.
Еще одна опасность чистки наждачной бумагой – образование мельчайших крошек, которые могут попасть в полость между центральным и боковым электродом.
Также нужно отметить, что при обработке центрального электрода наждачкой может нарушиться геометрия, т.к. поверхность может получить незаметный угол вместо плоскости.
Это тоже нарушает нормальное искрообразование. И тут уже не поможет даже регулировка зазоров.
Сейчас для чистки свечей стали применять обычный ластик, которым пользуются дети в школе.
В отличие от наждачки, металл он не стирает, но загрязнения отчищает хорошо, хотя и не может полностью снять все загрязнения с поверхности.
Но, если брать ситуацию на дорого, когда нужно почистить свечи как можно быстрее, ластик намного предпочтительнее наждачки.
Поэтому очень не помещает бросить кусочек ластика в бардачок или в ящик с инструментами, просто на всякий случай.
Возможно, что он вам пригодится, возможно, нет, но места он много не займет.
Иридиевый вариант
Дело в том, что благородные металлы напыляются буквально в 2-3 микрона. Даже нулевой наждачкой такой слой можно стереть за один проход.
После повреждения слоя иридия свечи превращаются в обычные никелевые, но с чрезмерно тонким электродом.
Долго они уже не проходят, поверхность электродов выгорит буквально за несколько сотен километров.
Причины появления нагара на свечах зажигания
Причины, по которым свечи зажигания могут чернеть, нужно рассмотреть. Это сделает обслуживание системы комфортнее. Зная, в чем кроется причина появления нагара, можно будет проводить профилактику, не допуская критической ситуации.
Типичные причины загрязнения:
- плохое топливо — примеси в бензине могут откладываться на свечах зажигания из-за высокой температуры. Чем их больше в топливе, тем быстрее нагар образует плотный слой;
- некачественный тюнинг силовой установки;
- неверная настройка системы зажигания;
- моторного масла в смеси с бензином слишком много, что часто встречается с двигателями с двухтактным режимом работы;
- обогатитель топливной смеси работает некорректно;
- давление в топливной рампе превышено.
Загрязнения делятся на виды. Черный нагар может быть сухим или влажным, в зависимости от источника. Сухое загрязнение проявляется из-за ошибочно подобранных деталей, которые несовместимы с конкретной системой.
Встречается масляный налет, причина этого — просачивание технической жидкости в камеру сгорания. Это происходит из-за ухудшения изоляционного слоя и уплотнителей, неверного расположения поршневых колец. Если проблема в поршневых кольцах, это признак износа мотора и того, что вскоре потребуется его капитальный ремонт.
Если нагар появляется на боковом электроде и окантовке изолятора, значит цилиндры мотора работают неправильно и подлежат проверке. Наконец, нагар, имеющий малиновый или бордовый цвет, может сказать о плохом качестве присадок для бензина или нарушении дозировки.
Проблемы старта «на холодную»
Возникают неприятности с зажиганием зачастую в холодное время года. При открытом способе хранения авто морозное утро способно принести неприятности автовладельцу.
Выявить проблему удастся по некоторым косвенным признакам:
- вращение стартером коленвала имеется, но не происходит схватывания;
- через выхлопную систему распространяется отчетливый запах бензина, что слышно особенно во время вращения стартера;
- выкрутив свечи, можно заметить остатки топлива не только на электродах, но и на резьбе, а нижняя сторона покрыта темным нагаром.
Присутствуют определенные особенности при заливе свечей у авто с инжекторной системой питания и карбюраторной, но в обоих случаях общим является наличие факта поступления топлива в камеру и отсутствие его воспламенения. При этом контакты оказываются в жидкости, искрообразование не возникает, дальнейшая нормальная работа мотора становится невозможной.
Чистка силитом, димексидом
Самый оптимальный способ чистки свечей – химический. Но не нужно использовать сильные средства, вроде электролита, других кислот и мощных реагентов.
Все, что требуется можно купить в обычном хозяйственном магазине или отделе супермаркета.
Достаточно обычного бытового средства Cillit, предназначенного для очистки от нагара духовок и плит, его же часто используют, чтобы удалить стойкий налет ржавчины и извести с раковин, ванн.
Стоит оно недорого, а очищает свечи от загрязнений отлично. Еще одно средство можно приобрести в аптеке.
Это димексид – недорогая жидкость для растираний, очистки кожи. Но, как показывает практика, нагар оно разъедает тоже отлично.
Также вам потребуется чистая тряпочка и небольшая щетка. Лучше всего старая зубная щетка средней жесткости.
Также подойдет кисточка для рисования, но не слишком мягкая, иначе толку от нее не будет.
Еще нужна будет тара, желательно такая, чтобы ее после применения можно было выкинуть.
Отлично подойдет одноразовый пластиковый стаканчик. Еще один оптимальный вариант – обычная пластиковая бутылка. Отрежьте у нее дно – и у вас появится отличная одноразовая емкость.
В стаканчик нужно налить очищающее средство, примерно сантиметра на 3-4. В него опускаем свечи. Полностью не нужно.
Поставьте их вертикально так, чтобы силит покрывал их рабочую часть вместе с резьбой.
Свечи нужно оставить на 30-40 минут, чтобы произошла реакция и налет частично растворился, частично размок.
Обычно начало реакции заметно сразу, раствор приобретает мутность. Это из-за того, что в нем растворяется нагар.
При использовании димексида оставьте свечи отмокать часа на 2.
Через 40 минут достаем из емкости свечи по одной и аккуратно дочищаем поверхность от остатков налета с помощью щеточки.
Можно для этого налить чистого силита в другой стаканчик, можно использовать старый – это не важно. Очищенные свечи нужно тщательно промыть в теплой воде
Операцию лучше всего проводить под текущей струей из крана, можно пользоваться щеткой, чтобы добиться идеального результата
Очищенные свечи нужно тщательно промыть в теплой воде. Операцию лучше всего проводить под текущей струей из крана, можно пользоваться щеткой, чтобы добиться идеального результата.
Мойте обязательно под теплой водой, не жалея ее, чтобы химикалии полностью смылись.
Теперь свечи нужно просушить. Большая температура для этого не нужна. Зимой достаточно пристроить вымытые изделия на горячую батарею на 2-3 часа.
Летом или, если нужно просушить быстро, зажигаем духовку на кухонной плите, устанавливаем в ней огонь на самую низкую температуру, свечи кладем на противень, предварительно подложив кусочек пергамента.
Достаточно подержать их внутри 15-20 минут.
После химической чистки свечи обычно выглядят идеально, очищается не только металл, но и керамический изолятор. Металлические части блестят как новые.
Если свечи никелевые, то желательно проверить зазор с помощью щупа. Для платиновых или иридиевых это делать не нужно.
Теперь можете вкручивать детали обратно на штатное место и проверять, как они работают.