Фильмы
Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.
Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.
Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.
Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
Что дают шахматы
Прокачка умственных способностей и личностных качеств
Опытных шахматистов отличают высокая работоспособность, выдержка и умение сконцентрироваться на задаче в сложной ситуации. В кружок или секцию приходят разные ученики, но с годами у всех развивается усидчивость. Без этого трудно добиться успехов на соревнованиях. Как бы ни разворачивались события на доске, нужно сохранять спокойствие и играть партию до конца.
Серьёзные занятия шахматами развивают чувство времени, ведь за 2–4 часа нужно успеть обдумать больше полусотни ходов. Иногда, например, при игре в формате блиц, на партию даётся всего несколько минут.
Умение принимать решения в условиях ограниченного времени пригодится и на экзаменах, и на олимпиадах, и в жизни. Конечно, эти решения не всегда бывают правильными, но они не вызывают сильного стресса.
Даже на школьных уроках шахмат ученики многое получают от игры. На моих занятиях ученики начальных классов учатся проводить аналогии, оценивать обстоятельства, думать о последствиях своих действий. Главное для меня не уровень игры, а формирование полезных качеств и привычки анализировать ситуацию с разных сторон.
Тусовка интеллектуалов
Большая часть детей и взрослых воспринимают шахматы как искусство: для них важна красота игры и удовольствие от общения с шахматистами. Школьники, которые приходят в кружок в средних и старших классах, как правило, не ставят цели стать гроссмейстерами. Когда я только начинал работать в школе, ко мне пришли ребята из разных классов с четвёртого по десятый. Они понимали, что не достигнут профессионализма, однако их привлекала атмосфера шахматного клуба.
За несколько месяцев любители шахмат заразили интересом к игре своих сверстников. Дошло до того, что ребята садились за шахматы на переменах. Одних учителя с трудом загоняли на уроки, другие оставляли позицию, чтобы доиграть позже. Раньше мне не доводилось видеть, чтобы выпускники таким образом отдыхали на переменах. Страсть к шахматам поддерживали и учителя, например руководитель математического профиля с удовольствием играл со школьниками.
Спортивные достижения и награды
<<Параграф c цитатой>>
Шахматисты испытывают умственные и физические нагрузки, ведь турниры проходят на протяжении нескольких дней, а партия может длиться до шести часов.
Чтобы справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, необходимо тренировать выносливость и оттачивать мастерство игры.
Если для хобби или любительского клуба достаточно собираться раз в неделю на пару часов, то спортсмены занимаются почти каждый день. Поначалу я посещал кружок 2–3 раза в неделю, потом стал приходить 4–5 раз и помимо этого участвовал в турнирах.
Раньше соревнования по шахматам проводили девять дней подряд по одной партии в день. Сейчас стараются укорачивать продолжительность турниров, но увеличивать количество игр в день: например, проводят четыре партии за два выходных. В моём детстве было не так много разных шахматных соревнований, а теперь благодаря онлайну можно играть с соперниками своего уровня хоть каждый день
При этом важно не только участвовать в играх, но и анализировать партии вместе с тренером, находить и обсуждать свои ошибки
Чтобы заниматься шахматами профессионально, нужно входить в топ-100 игроков мира. В этом случае победы на открытых чемпионатах и международных турнирах будут приносить ощутимый доход. Большинство шахматистов совмещают спортивную карьеру и тренерство или судейство на соревнованиях. Лет десять назад я выиграл около 30 тысяч рублей — для студента это были неплохие деньги, но для спортсмена несерьёзно.
Интересно участвовать не только в индивидуальных, но и в командных турнирах. Они проводятся среди мужских, женских и смешанных команд. В команде игроки помогают друг другу подготовиться и настроиться на игру морально, сопереживают и радуются успехам. Например, российские соревнования «Белая ладья» объединяют школьников 1–7 классов.
В любых шахматных состязаниях женщины могут играть против мужчин, а мужчины на женские доски не допускаются. Так, например, венгерская шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только с мальчиками и завоевала титул гроссмейстера в возрасте 15 лет. Дело в том, что мужчин-шахматистов гораздо больше, поэтому и конкуренция, и уровень игры у них выше.
Что вы хотите от своего ребёнка? Чтобы он стал умным или чемпионом?
Каждому родителю я задаю этот вопрос. Зачем? отвечу. Просто будущих спортсменов обучают не так, как желающих стать умными.
Что значит не так? Вот цитата из этой же диссертации-
«При обучении игре в шахматы с применением компьютерных технологий следует дистанцироваться от учебных пособий, предназначенных для тренеров в детско-юношеских школах, ДЮСШ.
Спортивный тренер по шахматам и учитель шахмат общеобразовательной школы — это, в большинстве случаев, два различных специалиста.
Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же — игре в шахматы.
Главное различие в целевом подходе и методике обучения игре в шахматы со спортивным уклоном (работа тренера) и общеобразовательным (работа учителя) заключается в следующем.
В работе тренера у начинающего шахматиста развиваются, в первую очередь, спортивные качества, такие, как психическая выносливость, обшая физическая подготовленность, теоретические знания шахматной игры.
В работе учителя превалирует образовательная составляющая шахмат, в том числе развитие интеллектуальных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности выступают на первый план и становятся, таким образом, основными показателями развития младших школьников.»
Расшифрую. В ДЮСШ ребят дрессируют. Дети обязаны заучить наизусть множество дебютов, это огромный и очень тяжёлый пласт шахматной работы. Вызубрить порядок ходов, варианты и противодействия на каждый из них в каждом шахматном дебюте- это в ДЮСШ- обязательное условие. Заучить множество эндшпильных позиций, окончаний.
И тренеров ДЮСШ нельзя за это ругать. Они заточены на результат здесь и сейчас. Им именно за результат платят деньги. Поэтому детей, кто может подняться и что-то выиграть, они ведут и тащат, других отсеивают. Они дрессируют, дрессируют.
Играть в школе , играть и учить учить учить зубрить дома, независимо от состояния и желания самого ребёнка. Вы привели его в ДЮСШ, вы обязаны обеспечить занятия как в школе, так и дома.
Да, так воспитывают спортсменов. Ломают характер, идут вперёд через немогу. И 99 процентов вот таких черезнемогу отваливаются, искалеченные дрессировкой и не желающие даже слышать больше о шахматах.
Да, есть шанс стать чемпионом. Только он очень маленький. один из миллиона. Вы готовы мучить своего ребёнка из-за такого призрачного шанса?
В школе, в Детских центрах, в кружках преподаватель не так зависит от результатов ребёнка. Поэтому у него появляется возможность заниматься по другому.
Учитель развивает мозг ребёнка, мягко, но настойчиво увеличивая интенсивность занятий. Развитие интеллектуальных способностей- как итог деятельности учителя шахмат. Естественно в игре, естественно вместе с умением хорошо играть в шахматы.
Что собственно вам и было нужно изначально.
А вот уже выбрать такого учителя- это задача каждого родителя. Это непросто. Их мало, сильных и хороших. Ищите. Кружки, Детские центры, школы при домах культуры, хорошие педагоги, понимающие шахматы, естественно есть.
Ищите. Да обрящете. Удачи вам и вашим детям.
Нужность Шахмат. Шахматы развивающие и спортивные. Различия в преподавании и подходах.
Развитие мышления благодаря шахматам
Считается, что научиться играть в шахматы нетрудно. Правила этой игры действительно не слишком сложны для освоения, доступны даже маленьким детям. Однако, чтобы добиться высоких результатов и открыть себе дорогу в профессиональный спорт, ребенку необходимо будет приложить немало усилий. Игра даже на любительском уровне предполагает не только знание множества комбинаций, но и умение их применять и видоизменять в зависимости от ситуации.
Когда ребенок занимается в шахматном кружке, он выполняет множество упражнений, учится видеть несколько вариантов решения задачи, выбирать подходящий. От партии к партии у ученика развивается стратегическое мышление, логика, умение просчитывать шаги противника на несколько ходов вперед. К тому же, данный вид спорта требует от ребенка огромной концентрации: стоит немного отвлечься, упустить важную деталь, и даже весомое преимущество перед соперником может обернуться собственным провалом.
Передвигая фигуры по шахматной доске, малыш учится подмечать детали, сохранять сосредоточенность. А ведь именно внимательности часто недостает детям, чтобы поднять свою успеваемость в школе. Но шахматы – это не только развитие концентрации и мышления ребенка, также они полезны и для памяти юных спортсменов.
Причина №3. Шахматы заставляют мыслить нестандартно
Шахматные стратегии не всегда срабатывают так, как предполагает игрок. Иногда на доске возникает неожиданная ситуация, из которой нужно выбраться. И тогда ребенок должен подключить фантазию, чтобы найти непротоптанные дорожки и стать победителем. Этот навык помогает и в нападении: например, когда нужно застать противника врасплох свои ходом.
Дети, что развили нестандартное мышление благодаря шахматам, вырастают творческими и вдохновленными людьми. Они умеют взглянуть на ситуацию под разными углами и придумать необычное решение. Это — одна из причин, для чего детям в жизни нужны шахматы.
Полезные качества и навыки шахматистов
При желании научиться ставить шах и мат сопернику легко и просто, например, можно пройти специальный онлайн-курс по шахматам ChesterChess, предлагающий обучение с помощью интерактивной шахматной доски. Курс рассчитан на детей и взрослых. Юные начинающие шахматисты оценят отсутствие в программе скучного текста, вместо этого детей ждет увлекательный формат, вовлекающий в образовательный процесс.
В чем польза шахмат
Часто можно встретить утверждение о том, что шахматы – это игра успешных и ответственных людей, которые умеют ставить цели и добиваться их, а также отличаются хорошей самоорганизацией. Когда самих шахматистов спрашивают о пользе шахмат для детей, они приводят разные аргументы:
- развитие самодисциплины и логического мышления;
- умение объективно оценивать свои сильные и слабые стороны;
- развитие нестандартного и стратегического мышления;
- умение просчитывать варианты и мыслить дальновидно.
Шахматисты тщательно обдумывают последствия каждого важного действия и поступка, хорошо видят детали и взаимосвязь между разными событиями, ищут нестандартные варианты решения проблемы. К шахматам можно приобщаться с разных лет, в том числе с юного возраста, в этом помогут онлайн-курсы, включая ChesterChess, предлагающий продуманную и очень интересную программу обучения
К шахматам можно приобщаться с разных лет, в том числе с юного возраста, в этом помогут онлайн-курсы, включая ChesterChess, предлагающий продуманную и очень интересную программу обучения.
Учимся просчитывать на ход вперед
На начальных этапах тренировки в детских шахматных секциях больше направлены на изучение и запоминание правил игры. Главная задача – научится сопоставлять фигуру и ее возможности
Закреплению каждого периода обучения должно уделяться особое внимание, только тогда, когда один этап прочно усвоен, можно приступать к следующему
После того, как ученики освоили азы шахматного искусства, нагрузка на них возрастает. Дети начинают выполнять упражнения, решать задачи, сложность которых со временем растет. Плавный переход от простого к сложному – это основа обучения шахматам
Важно не перегружать ученика во время занятий, чтобы не отбить у него интерес к этому прекрасному виду спорта
Впоследствии подобное внимание к процессу обучения вознаградится высокими результатами тренировок
Как выбрать секцию
Бесплатные секции по шахматам в вашем городе Барнаул, Брянск, Волгодонск, Екатеринбург, ЗАТО Северск, Ишим, Казань, Каменск-Шахтинский, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Муром, Мценск, Нижний Новгород, Ноябрьск, Обнинск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Радужный, Рязань, Салехард, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сургут, Тольятти, Тула, Тюмень, Хасавюрт, Химки, Челябинск, Чита, поселок Голышманово, село Борогонцы, село Каякент
Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения
Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора. Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение
Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение
Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу
С какого возраста
Федеральный стандарт спортивной подготовки по шахматам. .
Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.
Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.
Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом
Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением
Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.
.
Где и как учиться шахматам
С возрастом учиться шахматам, возможно, сложнее, так как труднее концентрироваться, могут быть проблемы со зрением и так далее. Но все возможно. Одно из огромных преимуществ шахмат — это борьба против традиционных болезней, старости, например, Альцгеймера. Можно решать математические задачи, но это может быть скучно. В игре будешь меньше уставать, больше удовольствия получать, потому что это просто кайф, на самом деле. И для кого-то процесс важнее результата. Хотя профессиональный шахматист ставит только одну цель — выиграть. Он так воспитан с детства. Это его ДНК.
Для людей, для которых шахматы не являются профессией, целей может быть несколько. Первая — это, опять же, некое погружение в другой мир своих мыслей, эмоций, фантазий и нахождение в этой какой-то такой немного замудренной, другой реальности, так скажем. Это развитие определенных способностей, о которых я сказал уже. Это получение удовольствия от процесса игры, от факта победы в партии, от спасения тяжелых позиций.
В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.
Для начинающих есть замечательная книга Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.
Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.
Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.
Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на интернет-платформах: chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек
Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Шахматы и учеба
Мама Нодирбека – Марзия:
Не могу сказать, что Нодирбек умнее своих сверстников, ведь шахматное мастерство не особо влияет на учёбу.
Нодирбек учится нормально, но ему трудновато из-за разъездов на соревнования. Это отнимает много времени, но он ходит на дополнительные занятия к репетиторам и таким образом догоняет своих одноклассников.
По возможности, я конечно, езжу с сыном на различные мероприятия и соревнования. В основном сопровождаю его в важных поездках. Для детей в раннем возрасте поддержка родителей очень важна.
Он не особо нервничает перед турнирами, всегда спокоен и выглядит уверено. Что касается неудач и поражений — что сказать, это спорт. Бывает, что он не в форме, попались неудобные соперники и так далее. Мы говорим ему, чтобы принял это как урок, извлёк из этого выводы и анализировал, где он допустил ошибку. Ведь, каждый грамотный спортсмен поступает так же.
Как играть с юным гроссмейстером
- Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
- Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
- Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
- Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
- Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
- Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.
Основы обучения шахматам
Есть несколько книг, которые очень хорошо подходят для начинающего шахматиста. В них доступным языком изложена вся полезная информация. Представлены задачи, основанные на самых распространенных ходах, с которыми сталкиваются все игроки. Подробно описаны варианты решения подобных типовых задач.
Это все помогает овладеть основами игры в шахматы: понять роль каждой фигуры (ее сильные и слабые стороны), запомнить правильный порядок начальных ходов в партии и в целом освоить алгоритмы принятия решений при возникновении определенных ситуаций на шахматной доске.
Но для игры в шахматы подобной теории будет недостаточно. Большую роль в овладении искусством шахмат занимает практика. Она должна занимать больше половины времени от теории, а лучше – две трети. Постоянная практическая игра формирует навык привыкания и вырабатывает системный подход. У игрока постепенно формируется способность мыслить логически и принимать нестандартные решения, основываясь на усвоенной информации. На нашем сайте вы можете бесплатно играть в шахматы с компьютерной программой, выбрав подходящий уровень сложности.
Также для обучения очень важен напарник. В его роли может выступать учитель или более опытный игрок. Если нет такой возможности, нужно стараться наблюдать за игрой профессионалов.
Как сделать игру интересной для ребёнка
Пассивные игры редко интересуют детей, поэтому заниматься шахматами многие считают неинтересным. Чтобы заинтересовать ребенка стоит найти хорошего преподавателя, способного преподнести игру в захватывающей игровой форме, поработать над фантазией ребенка, рассказами о боях, стратегии и тактике.
Действительно хороших преподавателей немного, поэтому роль формирования интереса ложится на плечи родителей. Если активные виды спорта вырабатывают в крови гормоны, вызывающие зависимость и необходимость тренировок на физическом уровне, то в умственной работе такого аспекта нет. Для формирования интереса можно использовать простые правила:
- Перед тем, как отдать ребенка в секцию, поиграйте с ним сами. Сделайте семейные партии по вечерам доброй традицией. Старайтесь иногда проигрывать, чтобы у ребенка не пропадал интерес, объясняйте, где сделал ошибку, как можно было предотвратить. Шахматы для детей 5 лет — не рано, начинать обучение можно даже с 3-4 лет, главное подойти к процессу правильно.
- Исторические фильмы с батальными сценами и красивый рассказ, что стратегическая игра шахматными фигурами — это великое сражение, помогут красиво преподнести увлечение, сделать его хобби, наряду с играми в солдатиков.
- Не навязывайте шахматы, а вовлекайте в них. Игра на шахматной доске должна стать альтернативой одиночным компьютерным играм или просмотру мультфильмов.
- Совсем маленьким детям будет полезно поощрение после игр. Каждая партия или поход в секцию должны поощряться, чтобы ребенок понимал, его старания не напрасны.
- Подчеркивайте связь шахмат с другими дисциплинами. Объясняйте, что если ребенок хочет стать пожарным, нужно много знать, а шахматы для малышей в этом помогут.
Не стоит начинать уроки с секции, даже если там новички, но немного более подготовленные — ребенок будет проигрывать.В коллективе факт поражения может отбить желание заниматься дальше.
Шахматы для развития детей 4-5-6 лет
Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.
- Познавательная. Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
- Воспитательная. Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
- Физическая. Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.
Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.