V-образное дышло
- Данную конструкцию закономерно считают более надежной, так как у нее больше точек крепления. Благодаря своим техническим особенностям более жесткое крепление снижает степень раскачивания кузова прицепного транспорта на неровном дорожном покрытии.
- Для прицепов, в которых предусмотрен самосвальный механизм, инженеры практически всегда разрабатывают схему с V-образным дышлом.
- При необходимости данную конструкцию дышла легко можно сделать длиннее, например, для перевозки длинномерных грузов: труб, арматуры, досок, бревен и прочего.
- На дышле V-образной конструкции можно с легкостью произвести монтаж запасного колеса. Таким образом водитель сэкономит место в кузове транспортного средства.
Итак, рассматривая вопрос, какое дышло прицепа лучше выбрать, приходим к выводу, что больше плюсов все-таки у V-образных конструкций. Экономия с одинарным дышлом не значительная, а навыки вождения с прицепом, у которого V-образное дышло, осваиваются за несколько поездок. Поэтому в большинстве случаев двойная конструкция предпочтительнее.
Что обозначают остальные цифры в типоразмере шины
Для определения износа покрышки можно измерить высоту протектора при помощи измерительных приборов (штангенциркуль, линейка и т.д.), но в условиях здоровой конкуренции, с целью привлечения клиентов, известные бренды стали наносить на автошины индикаторы. Они помогают владельцам машин быстрее определить степень износа резины.
На легковых автомобилях, маркировка шин индикатором износа ограничивается знаком TWI А вот на последних моделях для грузового транспорта наносят дополнительное обозначение Vai
Индекс нагрузки
Разрешенная максимальная масса нагрузки на одно колесо, для каждого образца рассчитывается производителем, и обязательно указывается на автошинах. Показатель нагрузки обозначается цифрой, которая и указывает на разрешённую массу в килограммах. Ниже приведена таблица фиксированных коэффициентов.
Индекс скорости
Индекс нагрузки и индекс скорости тесно связаны друг с другом. По аналогии с нагрузкой, этот индекс указывает на максимально разрешенную скорость транспортного средства, при использовании данного покрышки.
Индекс сцепления
Коэффициент сцепления шины с дорогой – один из важнейших характеристик. Это коэффициент силы трения, возникающей в пятне контакта, противостоящий силе скольжения по дорожному полотну. Он обозначается латинскими буквами А, В и С, перед ними наносится надпись Traction. Каждая буква соответствует своему уровню: лучший, средний и минимальный соответственно. Все показатели регламентируются международными государственными стандартами.
Индекс температуры
В зависимости от температурных условий использования транспорта, существуют и различные шины, которые следует строго соблюдать, чтобы не попасть в сложную ситуацию.
Разберем обозначения на покрышках:
- латинские буквы m+s – показывают, что резина зимняя или всесезонная (это касается маркировки зимних шин), дополнительно сопровождается надписью studless (не шипованные) или studdable, stud (шипованные);
- буквы m&s на летних автошинах для внедорожников говорит о высокой проходимости, без наличия знака «*» их запрещено использовать в зимний период (см.фото ниже);
- маркировка всесезонных шин обозначается надписью All Season или буквами AS, RW, AGT;
- летние шины не имеют специальных обозначений.
Грузоподъемность
На усиленных покрышках дополнительно наносятся буквы XL или надпись Extra Load. При наличии одного из таких обозначений, необходимо индекс нагрузки (см.таблицу) увеличить на три пункта. Например, на покрышке с индексом нагрузки 100 максимальная грузоподъемность на каждое колесо 800 кг, а у резины с дополнительным показателем XL – 875 (что соответствует строчки показания 103).
Максимальное давление
Не менее важный показатель качества покрышки, измеряется в кПа или PSI. Если на резине не указана единица измерения, значит необходимо сделать вычисления: 1 кгс/см2=0,98 бар=14,223 PSI=98,066 кПа. Перед числовым показателем наносится надпись Max Pressure.
Дата изготовления и производитель
Дата изготовления указана четырехзначным числом, первые два из которых указывают на неделю в году, а вторые две – сам год.
Заводы-изготовители делают надписи названия компании и бренда самым большим шрифтом, так что взглянув на покрышку, сразу станет понятно, что это за модель и кто ее изготовил. Кроме того, дополнительно могут добавить оригинальный логотип, для узнаваемости компании.
Страна и компания-производитель
Каждый изготовитель наносит свои логотипы или обозначения на боковине покрышек. Многие бренды имеют производственные мощности в различных странах, причем качество их продукции часто зависит от места изготовления. Например, покрышки японского бренда могут выпускаться в Германии, Польше, Таиланде и т.д.
Иногда на изделиях присутствует надпись: «Made in…». Но как же узнать страну выпуска если этого нет. В таком случае поможет кодовое обозначение DOT. В нем также зашифрована информация о серии, заводе и дате изготовления. Это довольно сложный код, чтобы узнать информацию, нужно воспользоваться огромными таблицами либо специальными сайтами.
Но есть и более простой способ узнать в какой стране были изготовлены шины – из буквенно-цифирного обозначения (Е1-Е48). Буква означает, что изделие прошло сертификацию Economic Commission for Europe, а номер указывает страну изготовителя.
Таблица соответствия страны стандартизации автомобильных покрышек
Код | Страна стандартизации | Код | Страна стандартизации |
E1 | Германия | E21 | Португалия |
E2 | Франция | E22 | Россия |
E3 | Италия | E23 | Греция |
E4 | Нидерланды | E24 | Ирландия |
E5 | Швеция | E25 | Хорватия |
E6 | Бельгия | E26 | Словения |
E7 | Венгрия | E27 | Словакия |
E8 | Чехия | E28 | Беларусь |
E9 | Испания | E29 | Эстония |
E10 | Югославия | E31 | Босния/Герцеговина |
E11 | Великобритания | E34 | Болгария |
E12 | Австрия | E36 | Литва |
E13 | Люксембург | E37 | Турция |
E14 | Швейцария | E39 | Азербайджан |
E15 | Не используется | E40 | Македония |
E16 | Норвегия | E43 | Япония |
E17 | Финляндия | E45 | Австралия |
E18 | Дания | E46 | Украина |
E19 | Румыния | E47 | Южная Африка |
E20 | Польша | E48 | Новая Зеландия |
Особенности движения автопоезда
Поведение автомобиля на дороге зависит от действий водителя, конструктивных особенностей автомобиля (подвеска, рулевое управление, наличие ABS, ESC или ESP и т.д.) и внешних факторов (погодные условия, состояние дорожного покрытия). Поведение автопоезда зависит, помимо вышеперечисленных факторов, от влияния на управляемость буксируемым прицепом. Причем, как правило, на управляемость автопоездом может влиять несколько факторов одновременно.
По сравнению с автомобилем
у автопоезда:
- динамические характеристики ниже из-за большей массы автопоезда по сравнению с одиночным автомобилем и возросшего сопротивления движению1;
- габаритный коридор (рисунок 2) и общая длина автопоезда больше;
Рисунок 2. Габаритный коридор автопоезда: O1 и Ο2- центры поворота; Bа и Bт — габаритные коридоры автопоезда и одиночной машины. Чем круче поворот, тем ширегабаритный коридор автопоезда.
- движение задним ходом затруднено — обзорность ограничена, а прицеп склонен к резкому изменению траектории при наезде одним колесом на дорожную неровность (камень или выбоину);
- управляемость и устойчивость хуже2. При резкой манере управления автопоездом прицеп может раскачаться и выйти за пределы полосы движения, следовательно — повредить идущие рядом автомобили, опрокинуться, спровоцировать занос тягача или складывание автопоезда.
Колебания прицепа
движущегося за автомобилем, одновременно могут быть в разных направлениях. Упрощено их делят на:
вертикальные (рисунок 3) — раскачка вверх-вниз. Они быстро затухают при исправных амортизаторах прицепа и поэтому мало влияют на поведение автопоезда;
Рисунок 3. Вертикальные колебания прицепа (а) и автомобиля (б).
продольные (рисунок 4) — наклоны вперед-назад вокруг оси колес прицепа вследствие высокого расположения центра тяжести груза и чрезмерно резких разгонов и торможений автопоезда. Прицеп пытается раскачать заднюю часть машины, но её амортизаторы эффективно гасят такие колебания. На движении автопоезда они, как правило, сказаться не успевают.
Рисунок 4. Продольные колебания прицепа раскачивают автомобиль вверх-вниз.
горизонтальные (курсовые, рисунок 5) — в плоскости дороги. Машина едет прямо, а прицеп по синусоиде. Такие колебания могут быть вызваны резким манёвром, порывом бокового ветра, потоком воздуха от встречной фуры, переездом неровности и т.п. Как правило, такие колебания гаснут сами. Но иногда, преимущественно у прицепов с независимой подвеской3, их амплитуда может расти до определённой величины, свойственной конкретному прицепу. Увеличивать скорость в такой ситуации опасно, т.к. курсовые колебания могут сопровождаться поперечными;
Рисунок 5. Горизонтальные колебания прицепа.
поперечные (рисунок 6) — переваливание прицепа с боку на бок. При слишком высоком положении центра тяжести прицепа могут возникать на неровностях дороги и могут опрокинуть его.
Рисунок 6. Поперечные колебания прицепа.
Занос (складывание) автопоезда
Занос или складывание автопоезда (рисунок 7) возможен на скользком спуске или повороте. При резком изменении траектории движения и/или замедлении автопоезда, прицеп может развернуть автомобиль.
Рисунок 7. Складывание автопоезда при торможении в повороте.
Что означает XL в маркировке шин
Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.
Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок.
Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения
Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.
Надпись Rotation и/или значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики.
Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.
При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке. В то же самое время шины с надписью Studdable можно оснащать шипами
В то же самое время шины с надписью Studdable можно оснащать шипами.
Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.
Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.
Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.
Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)
Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.
Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.
Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.
Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.
Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.
Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.
Размерность шин
Для каждой покрышки существует свой размер. Когда мы приходим в автомагазин и видим большое разнообразие разных покрышек, то можно растеряться. Это вполне нормально, особенно для тех, кто не очень разбирается в параметрах резины. Основными значениями при выборе конкретного размера резины есть радиус и диаметр. Для того, чтобы разобраться, какой диаметр покрышек нужен именно вашему автомобилю, нужно прочитать правила технической эксплуатации для вашей модели, и там производитель обязательно указывает необходимый диаметр покрышки. Правильный размер резины обеспечивает комфорт и безопасность в дороге. Правильно подобранная шина гарантирует устойчивость автомобиля на дороге и хорошую управляемость.
Что обозначают цифры в типоразмере шины
На покрышках обычно указывают диаметр и радиус. Эти параметры шин совершенно разные, и не связанны между собой. Некоторые автовладельцы принимают показатель радиуса за диаметр и наоборот. На самом деле между ними есть существенная разница. Основной показатель при выборе размера резины – диаметр. Именно он означает дистанцию между краями шины. Его легко измерить и по нему можно подобрать подходящую резину. Вопреки распространенному мнению, обозначение R не означает радиус. Эта отметка означает тип конкретной покрышки. Шины разделяются на диагональные и радиальные. Многие специалисты и производители советуют выбирать покрышки именно с отметкой R. Благодаря технологиям производства такая резина намного дольше прослужит, чем аналог, не имеющий такой отметки. Такой тип шины лучше переносит ямы, ухабы на дорогах.
В автомагазинах обычно выставлено много вариантов покрышек с разными параметрами и размерами
Важно выбирать именно свой размер, это позволит надолго сохранить шину и реже производить замену
Конечно, это не означает, что водитель тут же должен самостоятельно измерять покрышки, чтобы узнать нужный размер. Достаточно посмотреть на стойку двери автомобиля, очень часто производители указывают нужный тип и размер резины именно там.
На каждой покрышке обязательно указывается типоразмер, по которому ее нужно подбирать. Обычно это:
- Ширина и высота профиля
- Сам диаметр плюс обозначение типа резины
- Значение грузоподъемности и скорости, которые могут быть максимально допустимые
Дополнительная информация об автомобильной резине
Зацепился глаз за кружочек с надписью, скажем, Е4? Все просто – наша покрышка прошла сертификацию по стандартам ЕСЕ в Нидерландах. Цифр может быть от 1 до 48, подробные сведения в таблице:
- Traction – тормозные свойства, уровень их качества оценивается по убывающей тремя ступенями: A, B, C.
- Temperature – устойчивость конструкции к высоким температурам, буквенная классификация аналогична предыдущей характеристике.
- Treadwear – эксплуатационный ресурс шин, прошедших сертификацию в Америке. Выражается трехзначной цифрой от 140 и выше. Например, спортивные колеса будут с индексом от 140 до 220, а экошины комфорт-класса – 400-500 единиц, бывает и более.
Цветовая индикация
Разноцветные линии по окружности протектора никакой ценной инфы для покупателя не несет. Производитель делает их в логистических целях, чтобы быстро определить нужную модель в складском помещении.
А вот на боковине иногда можно встретить желтый кружок диаметром около 10 мм. Это балансировочная метка, указывающая на самое легкое место автопокрышки
При монтаже важно, чтобы она оказалась рядом с ниппелем. Красная метка указывает на самую жесткую область шины, которая образуется вследствие соединения ее слоев в процессе изготовления
При первичной комплектации машины на заводе метку совмещают с буквой «L» на диске, или же с белой маркировкой. Осуществляя обычный шиномонтаж по ходу эксплуатации авто, учитывайте, что расшифровка красной маркировки на летней или зимней резине не имеет значения. Здесь нужно руководствоваться только желтой меткой.
И все же базовой информацией для шиномонтажника служит указатель направления вращения. Для этого есть стрелка с надписью «Rotation» или клейма Outside и Inside.
Жорик считает, что прокол – это катастрофа, и не ведает он, несчасный, о покрышках с буквами Run Flat. А ведь именно они позволяют проехать на проколотом колесе до 150 км, но передвигаться придется скромно – не более 80 км/ч.
Составляющие конструкции
Перед тем, как выбрать прицеп для легкового автомобиля, нужно хотя бы в общих чертах изучить, из каких базовых элементов он состоит. Такой подход поможет определить возможности предмета покупки и позволит не переплачивать за дополнительный функционал.
Кузов.
Понятно, что у домика на колесах (трейлера, кемпера, автодачи) кузовные панели формируют подобие небольшого жилища, только без всем привычной скатной крыши. Однако это еще не все: такие прицепы могут быть дополнительно утеплены и оснащены усиленной рамой, а также иметь конструкционные элементы, позволяющие удобно разместить внутри встраиваемую бытовую технику. У транспортных средств классической компоновки, в зависимости от их стоимости, добавляются регулировочные лебедки – они помогают надежнее закреплять груз – крыша из стеклопластика, дополнительные борта, увеличивающие объем перевозимых предметов или материалов.
Подвеска.
Она может быть одно- или двухосной (со спаренной осью). Во втором варианте расстояние между осями составляет менее метра. Далее подвески подразделяются на несколько типов.
Первая – зависимая, главным достоинством которой считается конструкция, которая предоставляет возможность вывешивания одной оси, что зачастую спасает транспортное средство от «посадки» на днище. Такие прицепы прекрасно справляются с бездорожьем, однако при прохождении поворотов, особенно на высокой скорости, они склонны к опрокидыванию. В свою очередь, они делятся на несколько подвидов:
пружинная, состоящая из балки и установленной на ней пружин. Помимо этого, по бокам, для улучшения плавности хода, имеется пара амортизаторов. Пружинная подвеска отличается «мягкостью», что негативно влияет на долговечность транспортного средства. Уже через 4, максимум 5 лет, из-за постоянной работы под нагрузкой, пружины теряют свои демпфирующие свойства, они проседают, а у прицепа, помимо уменьшения массы перевозимого груза, теряется плавность;
рессорная во многом повторяет пружинную с той лишь разницей, что вместо пружин используются рессоры. Данная подвеска конструкционно очень схожа с той, которая применяется на грузовых машинах, поэтому имеет и соответствующие плюсы – простота в сочетании с надежностью, повышенная грузоподъемность. К недостаткам рессорного варианта относят снижение плавности при преодолении препятствий – неровностей дороги, выбоин и пр.
Второй тип подвески – независимая, которая по сравнению с зависимой более устойчива на поворотах. Кроме того, она куда успешнее нивелирует неровности дороги. Причем реакция на эти неровности очень быстрая. Есть три подвида независимой подвески:
рычажно-пружинная, способствующая повышенной устойчивости на поворотах и плавности хода. Рычаги, на которых крепятся пружины с амортизаторы, могут быть установлены как поперечно, так и продольно ходу движения;
резино-жгутовая, представляющая собой трубу, закрепленную продольно. В нее вставлены резиновые амортизаторы и ось для пары колес, а на концах оси смонтированы рычаги, на которые непосредственно и крепятся колеса. Такой вариант отличается мягкостью и плавностью хода, однако существуют значительные ограничения по грузоподъемности. Кроме того, мост у резино-жгутовой независимой подвески не обслуживаемый, и в случае его износа приходится устанавливать новый;
торсионная, по своим ходовым качествам сходная с резино-жгутовой. Конструкция состоит из торсиона, прикрепленного к кузову, с рычагами на концах с установленными амортизаторами. Это достаточно удачная компоновка, однако есть и серьезный недостаток: поскольку торсион постоянно подвергается нагрузке на кручение, он просто ломается. А замена главного элемента такой подвески – удовольствие дорогое.
Исходя из описания, на вопрос как выбрать прицеп для легкового авто с учетом подвески, однозначного ответа нет – у каждого типа и подвида имеются и положительные, и отрицательные стороны.
Ценовая политика автоприцепов
- Дешевые легковые автоприцепы — стоимость меньше тридцати тысяч рублей.
- Прицепы среднего ценового сегмента — стоимость от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
- Дорогие автоприцепы для легкового транспорта — стоимость от пятидесяти тысяч рублей.
К дешевым автоприцепам для легковушек относятся модели китайского и украинского производства, а также прицепы нескольких небольших региональных производителей.
В процессе выбора таких моделей необходимо обратить внимание на такие моменты:
- Толщина сварных соединений.
- Применяемые комплектующие.
- Качество лакокрасочных покрытий.
- Толщина металла (особенно это касается узлов подвески).
Самые дорогостоящие легковые автоприцепы отличаются от своих собратьев нижней ценовой категории применением комплектующих и материалов более высокого качества. К примеру, у большинства дорогих прицепов рама покрыта оцинковкой. Однако их розничная стоимость способна достигать шестьдесят тысяч рублей и более.
Оптимальным выбором для большей части автомобилистов будет являться приобретение легкового автоприцепа среднего ценового сегмента. По своим эксплуатационным и техническим характеристикам они будут мало в чем уступать более дорогостоящим моделям.
За 35-40 тыс. рублей можно приобрести автоприцеп для легковушки, который будет отличаться такими особенностями, как:
- Надежная подвеска.
- Цельная электропроводка.
- Днище из влагостойкой фанеры.
- Защита светотехники.
- Крепления на бортах.
- Оцинкованные борта.
Размерность шины
Самым главным параметром шины является ее размерность. По размерности шина должна подходить к вашему автомобилю и колесным дискам. К размерности шины относятся три параметра:
- Ширина шины
- Высота профиля шины
- Посадочный размер шины
На шине эти параметры указываются в виде крупных последовательных цифр, каждая из которых отвечает за определенный параметр.
Например: 205/55 R16
- 205 — ширина шины 205 мм
- 55 — высота профиля шины в процентах от ширины, в данном случае высота профиля шины 55% от 205 мм, что составляет 112,75 мм, на некоторых шинах предназначенных для легких грузовиков и микроавтобусов высота профиля может не указываться, (например: 185/R14С), высота профиля такой шины составляет 80-82%, такие шины называются полнопрофильными.
- R — указывает на тип конструкции шины, по расположению внутреннего корда шины разделяют на шины с радиальным расположением корда (R) и шины с диагональным расположением корда (D), большинство современных шин легковых автомобилей имеют радиальное расположение корда, шины с диагональным кордом выпускаются для сельскохозяйственной и строительной техники
- 16 — посадочный диаметр шины (размер отверстия под колесный диск) 16 дюймов
На автомобиль следует устанавливать только шины, размерность которых предусмотрена заводом-изготовителем. Установка неподходящих данному автомобилю шин ведет к ухудшению ездовых качеств автомобиля, снижению безопасности и повышенному износу деталей ходовой части.
Размер шин, которые подходят вашему автомобилю, можно найти в инструкции по эксплуатации или на стикере наклеенном в проеме водительской двери или на лючке бензобака. На стикере указаны размерность допустимых для данного автомобиля шин и давление, до которого рекомендуется их накачивать.
Маркировка шин и расшифровка их обозначений
Маркировка на шине
Обозначения на шинах отмечаются производителем на ее боковой части. При этом маркировка присутствует на всех покрышках. А соответствует она международному стандарту, являющемуся общепринятым. На шинах применяются следующие надписи:
- данные о производителе;
- размерность и ;
- индекс скорости и индекс нагрузки шин;
- дополнительные сведения.
Рассмотрим маркировку шин для легковых автомобилей и их расшифровку на примере каждого параметра.
Данные о производителе
На шине обязательно должны присутствовать сведения о стране изготовления, фирме-производителе или названии бренда, дата производства, а также название модели.
Размерность шин и их конструкция
Обозначение размерности шины
Размерность на резине может быть обозначена таким образом: 195/65 R15, где:
- 195- ширина профиля, выражающаяся в миллиметрах;
- 65 – высота профиля, указываемая в процентах относительно ширины профиля шины;
- 15- диаметр обода, выражающийся в дюймах и измеряющийся от одного внутреннего края покрышки до другого;
- R- буква обозначающая тип конструкции шины, в данном случае радиальная.
Радиальная конструкция характеризуется тем, что нити корда идут от борта к борту. В случае расположения последних под углом, т.е. когда один слой нитей идет в одну сторону, а другой – в противоположную, конструкция будет иметь диагональный тип. Обозначается этот тип буквой D или вообще не имеет никакого обозначения. Буква B говорит о диагонально-опоясывающей конструкции.
Индекс скорости и индекс нагрузки шин
Индекс скорости шин указывается латинскими буквами и обозначает максимальную скорость, которую сможет выдержать шина. В таблице приведены значения индексов, соответствующие той или иной скорости.
Индекс скорости | Максимальная скорость |
---|---|
J | 100 км/ч |
K | 110 км/ч |
L | 120 км/ч |
M | 130 км/ч |
N | 140 км/ч |
P | 150 км/ч |
Q | 160 км/ч |
R | 170 км/ч |
S | 180 км/ч |
T | 190 км/ч |
U | 200 км/ч |
H | 210 км/ч |
V | 240 км/ч |
VR | >210 км/ч |
W | 270 км/ч |
Y | 300 км/ч |
ZR | >240 км/ч |
Индекс нагрузки шин обозначается цифрами, каждая из которых имеет свое числовое значение. Чем оно выше, тем большую нагрузку может выдержать шина. Индекс нагрузки шин следует умножать на 4, так как нагрузка указывается только для одной шины автомобиля. Расшифровка маркировки шин по этому показателю представлена индексами в пределах значений от 60 до 129. Максимальная нагрузка в этом диапазоне колеблется от 250 до 1850 кг.
Дополнительные сведения
Индикатор аквапланирования
Существуют и другие показатели, которые указывают на ту или иную характеристику шины и могут наноситься не на все шины. К ним относятся:
- Маркировка камерной и бескамерной шины. Обозначается соответственно TT и TL.
- Обозначение сторон, на которые устанавливаются покрышки. Если есть строгое правило установки шин только на правую или левую сторону, то на них наносятся обозначения Right и Left соответственно. Для шин с ассиметричным рисунком протектора применяются надписи Outside и Inside. В первом случае боковину нужно установить с наружной стороны, а во втором – она устанавливается внутрь.
- Маркировка для всесезонных и зимних шин. Если на шинах имеются обозначения в виде «M+S» или «M&S», то они предназначены для эксплуатации в зимний период или в условиях грязи. Всесезонная резина маркируется как “All Season”. Рисунок снежинки говорит об ограничении эксплуатации шин только зимой.
- Интересно обозначается дата выпуска – тремя цифрами, которые означают номер недели (первая цифра) и год выпуска.
- Термостойкость автомобильной шины на больших скоростях определяется тремя классами: А, В и С – от высокого до низкого значения. Способность торможения шины на мокрой дороге обозначается как “Traction” и также имеет три класса. А степень сцепления на дороге имеет 4 класса: от наилучшего до худшего.
- Индикатор аквапланирования – еще один любопытный показатель, обозначающийся на протекторе значком зонтика или капли. Шины с таким рисунком предназначены для передвижения в дождливую погоду. А индикатор показывает, до какой остаточной глубины протектора шина не потеряет контакт с дорогой в связи с возникновением между ними прослойки воды.
Дополнительная маркировка на шинах авто
При обозначении летней и зимней резины производитель иногда может указать добавочные данные о качестве и характеристике его товара.
Существуют следующие маркировки:
- TUBELESS — этот маркер означает, что автопокрышка бескамерная.
- TUBE TYPE (или ТТ, Mit Schlauch для резины из Германии) — автошина, требующая установки камеры.
- Страна-производитель. Помимо названия компании-изготовителя на некоторых шинах пишут и страну.
- Маркировка наружной и внутренней стороны. Если автопокрышка ассиметричная, то с ее наружной стороны будет слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней стороне — INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
- Left или Right. В первом варианте резина можно устанавливать только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
- Направление вращения. Для этого используют обозначение Rotation и стрелку, которая указывает направление вращения колеса при движении вперед.
- XL (Extra Load) — усиленная автопокрышка.
- DA или Secunda (штамп) — такие отметки ставят на шины с мелкими недостатками, полученными в процессе производства, которые не влияют на нормальную эксплуатацию.
- Green X, Reduces CO2 — обозначение резины с низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня выхлопных газов (так называемые «зеленые шины»).
- ND (Non Directional) — резина с ненаправленным рисунком протектора.
- Что означает буква H на шинах с маркировкой NHS (Non Highway Service)? Это покрышки для езды на малой скорости.
- SAG (Super All Grip) — резина повышенной проходимости.
- SUV (Sport Utility VehiCles) — шины предназначены для тяжелых полноприводных кроссоверов, спортивных внедорожников.
- REGROOVABLE — возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
- RETREAD — резина восстановлена после износа.
- Studless — не подлежит ошиповке.
- Studdable — подлежит ошиповке. Маркировка для зимней резины.
- Studded — шипованные шины.