Зимняя резина
Практически все производители шин предлагают зимнюю резину. Такая продукция обладает развитым рисунком протектора, обеспечивающим лучших зацеп, а для ее изготовления используются мягкие сорта резины. Это позволяет комплекту сохранить эластичность при серьезных отрицательных температурах.
В свою очередь зимние шины делятся на шипованные или нешипованные. Наличие металлических шипов в протекторе позволяет увереннее вгрызаться в ледяную корку и плотно укатанный снег. Однако такая конструкция наносит вред асфальтовому покрытию, поэтому запрещена в ряде стран Европы.
Поэтому лучше отдать предпочтение нешипованным шинам или «липучкам». Наличие шипов в протекторе оправдано только при эксплуатации вне дорог или на сильно загрязненных участках. Если авто зимой ездит по городу и холодному асфальту, то такие зимние шины обеспечивают лучшую управляемость и сцепление с дорогой.
Сама зимняя резина делится на скандинавскую или европейскую в зависимости от типа протектора. Европейская модель шины похож на дождевую и обладает разветвленной сетью симметричных грунтозацепов. Такой комплект лучше чувствует себя на холодном асфальте при дожде или снежной каше.
Скандинавская покрышка обладает рисунком и ассиметричными частями протектора, где фигуры чередуются в шахматном порядке (см. фото). Благодаря этому автомобиль на зимней резине обеспечивает эффективное сцепление с дорогой, покрытой снегом, и неплохо подходит для путешествий вне асфальта.
Самыми популярными производителями зимних автошин являются:
- Nokian;
- Bridgestone;
- Michelin;
- Yokohama;
- Pirelli.
Маркировка зимних покрышек
Все зимние комплекты имеют следующие знаки в виде пиктограммы снежинки или буквы W. Всесезонные колеса обозначаются буквами M+S – Mud+Snow. В маркировке зимних шин обязательно должна присутствовать следующие показатели. Все производители указывают размеры колеса, диаметр автошины, согласно европейскому или американскому стандарту.
Также на боковине шины можно встретить дату изготовления изделия, индексы скорости и грузоподъемности. Иногда, помимо размеров шин присутствует показатель износостойкости или Treadwear. Условное обозначение в 100 единиц равносильно запасу пробега в 48 000 километров.
Как отличить зимнюю резину от всесезонной
Какими бы ни были условия температуры воздуха или наличия осадков на дороге, автомобиль должен в любом случае чётко держать контакт с дорогой и зимой, и летом, и в переходные сезоны
Это предельно важно для того, чтобы добиться нормального уровня безопасности. Пределом в 7°С, на который ориентируются все водители для «переобувания» автомобиля, можно обезопасить себя от большинства дорожных неприятностей, связанных со сменой сезонов. Но тут следует отметить один важный дополнительный момент: среди шин некоторое время выделяли летние, зимние и всесезонные
На сегодняшний день Регламенты Таможенного союза, которые действуют также и на территории России, больше не признают такого понятия как «всесезонная резина». В Европе, на которую активно переориентируются Украина и страны Прибалтики, также такого понятия нет. По большому счёту, практический анализ показывает, что особенности шин, которые представляются в качестве «всесезонных» являются просто редуцированным вариантом либо летних, либо, чаще, зимних. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы предельно чётко понимать разницу между этими базовыми типами, тогда и на внесезонной шине можно будет отличить, к какому же типу она на самом-то деле тяготеет
Но тут следует отметить один важный дополнительный момент: среди шин некоторое время выделяли летние, зимние и всесезонные. На сегодняшний день Регламенты Таможенного союза, которые действуют также и на территории России, больше не признают такого понятия как «всесезонная резина». В Европе, на которую активно переориентируются Украина и страны Прибалтики, также такого понятия нет. По большому счёту, практический анализ показывает, что особенности шин, которые представляются в качестве «всесезонных» являются просто редуцированным вариантом либо летних, либо, чаще, зимних. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы предельно чётко понимать разницу между этими базовыми типами, тогда и на внесезонной шине можно будет отличить, к какому же типу она на самом-то деле тяготеет.
Зимние типы шин более мягкие – достаточно прикоснуться, содержание каучука в них намного выше. Когда на улице мороз, зимний тип резины от трения о дорогу сохраняет температуру, в результате которой становится более эластичным, за счёт чего сцепление с дорогой получается на порядок более плотным и качественным. А вот если использовать её летом, то она попросту плавится, стремительно стирается, да ещё и портит дорожное покрытие.
Более жёсткие шины летнего типа при езде на раскалённом асфальте, наоборот, охлаждаются и сохраняют форму и степень нужной для дороги жёсткости. А вот на холоде такая резина становится твёрдой до хрупкости, у неё падает площадь контакта с дорогой, устойчивость машины тоже уменьшается, растут риски аварии при потере управления. Отличительной особенностью для зимней шины может быть наличие шипов на протекторах. Тут никаких сомнений в сезонности шины уже быть не может по определению. А вот если зимняя шина фрикционная, шипов на ней нет. Однако, тут могут подсказать рисунки на протекторе.
У летней резины рисунок протектора более глубокий. Тогда как аналогичный рисунок для зимнего варианта имеет характерную диагонально ориентированную структуру, на которой очень развитая сеть канальчиков, по которым отводится от протектора вода. В целом этот рисунок сильно напоминает ёлочку (это европейский тип шины). Либо же на протекторе множество фигур типа ромба, которые размещаются на заметном расстоянии друг от друга (это так называемый скандинавский тип).
Возможно Вас заинтересует:
Шина липучка. Принцип работы фрикционной шины.
Работа фрикционных шин, которые занимают сейчас большую часть рынка зимней резины, с точки зрения физики намного более сложная и интересная, чем то, что делают шипованные варианты. Нужно прямо отметит…
Шина Cordiant Polar 2
Шина Cordiant Polar 2 – это зимняя шипованная шина с асимметричным рисунком протектора. Предназначена для легковых автомобилей малого и среднего классов. Шина Cordiant Polar 2 была разработана для…
Шина Hankook Winter i*cept
Шина Hankook Winter i*cept — новая нешипованная фрикционная зимняя шина (липучка) с симметричным рисунком протектора. Шина Hankook Winter i*cept предназначена для эксплуатации в любых зимних клима…
Шина Hankook Dynapro i*cept
Шина Hankook Dynapro i*cept — это зимняя нешипованная шина для внедорожников с направленным рисунком протектора. Новые разработки резиновых смесей позволяют добиться в этой зимней шине Ханкук отли…
Как правильно выбрать зимнюю резину
Менять или не менять резину – вопрос уже не актуальный. Пожалуй, на сегодняшний день акцент нужно делать на том, как правильно подобрать резину, особенно для зимней поры.
Дело в том, что выбор зимней резины – дело очень сложное, поскольку универсального варианта, увы, не существует. Вот и приходится водителям, ловко лавируя между вариантами, выбирать то, что необходимо, исходя сразу из нескольких факторов.
Изначально в расчет стоит брать активность и среднестатистические условия эксплуатации автомобиля. К примеру, замечательная шипованная резина с грубым рисунком протектора будет идеальна для региона, в котором зимой обычно стоит сухая погода, а дорожное полотно представляет собой плотно укатанный лед.
Зато такая резина шумит на порядок сильнее, не подходит для новичков, которые стараются гонять больше 130 км/час, а также для регионов, где на дорогах преобладает снежная каша – шипы не смогут обеспечить достаточное сцепление и безопасность эксплуатации машины снизится. А поскольку большинство наших дорог — именно такие, то стоит поговорить о зимней нешипованной резине.
Шины для внедорожников
Модель автопокрышки для внедорожников
Отдельным видом выступают шины для внедорожников. Применение указанного типа транспорта подразумевает езду по бездорожью, авторезина при этом должна иметь высокий профиль и быть устойчивой к проколам. Различают следующие виды автопокрышек для внедорожников:
- Шоссейные. Предназначенные для езды по твердому дорожному покрытию. Для их производства применяется специальный состав резиновой смеси, устойчивый к абразивным частицам покрытия дороги. Используется специальный рисунок протектора и жесткость каркаса, они непредназначенные для езды по бездорожью. Мягкость автошин обеспечивает бесшумность изделий во время езды по трассе, а протектор — прекрасные ходовые качества авто.
- Внедорожные (грязевые). Предназначенные для езды по непроходимой грязи и передвижению транспорта в труднодоступных местах. Высокая проходимость машины обеспечивается специальным протекторным слоем, способным выдавливать грязь из пятна контакта колес с дорогой. Указанные покрышки устойчивы к деформации и механическим повреждениям благодаря жесткости резины, а также устойчивости каркаса автопокрышек. При этом высота профиля шин высокая, боковины усилены — это не позволяет ездить на высокой скорости и выполнять экстремальные маневры. Внедорожные шины по конструктивным особенностям могут быть разделены на покрышки для преодоления песка, непроходимой грязи, скалистой местности. Для каждого варианта используется специальный протектор, отличающийся высотой, толщиной канавок и жесткостью резины.
- Универсальная авторезина, применимая на шоссе и бездорожье. Указанный тип покрышек отличается от шоссейных шин крупным рисунком протектора и большей жесткостью резины. Указанные автопокрышки дают возможность ездить по песчаной поверхности, грязи. Автомобиль «обутый» в универсальные шины, обладает хорошей проходимостью.
От правильного выбора типа шин для внедорожников зависит тяга, управляемость, устойчивость, проходимость транспортного средства, снижает риск застревания машины во время преодоления различного рода препятствий.
Общие понятия
Итак, мы открываем руководство по эксплуатации, чтобы узнать, какую резину нам нужно покупать. Здесь мы находим варианты шин для разных условий. Зависят они от следующих показателей:
- Сезон – шины бывают летние, зимние и всесезонные;
- Двигатель – тип силовой установки и ее мощность;
- Диски – резина подбирается в зависимости от материала, из которого изготовлены диски.
Маркировка шин наносится на все покрышки. По ней вы сможете узнать размер, индекс скорости и нагрузки, а также производителя. Состоит шина из борта, каркаса, боковой части, протектора и слоев брекера. Если вы повернете покрышку к себе боковой частью, то вы увидите обозначения на шинах в следующей последовательности: ширина, профиль и диаметр. На примере ниже показана шина с шириной 225, профилем 45Z и диаметром R17:
Индекс и прочие показатели шин
Именно эти зашифрованные индексы и номера размеров, рекомендуемые производителем, является чрезвычайно важными для понимания. Таким образом, автолюбитель может подобрать идеальную летную резину, учитывая все характеристики и требования своего автомобиля.
Если, однако, выбирать летние шины наугад, ваш автомобиль каждый раз после поворота ключа зажигания будет, подвергать риску его пассажиров. Как вариант, возможен отказ рулевое управление или таких систем как: «ABS», «ESP» и «ASR». Кроме того, зарегистрированы случаи, когда у автолюбителей случаются проблемы с управлением автомашины на дороге.
Зачастую автовладельцы, предпочитают серьезно подходить к выбору шин именно зимой, а замену на летний вариант, считают не такой значимой, что очень даже зря, учитывая, что риск попасть в аварию из-за плохой управляемости авто, вероятен в любой сезон года.
Летняя резина
Летняя резина обладает совершенно другими свойствами. Основной задачей инженеров является поведение авто и чтобы машина была максимально устойчивой и управляемой на дороге, теплом и сухом асфальте. Во-первых, эти покрышки более жесткие. Это позволяет обеспечить лучшую управляемость при высоких скоростях и температурах. Рисунок такой шины более плоский, чтобы обеспечить широкое пятно контакта с дорожным полотном (см. фото). За счет этого все шины для летнего сезона обладают меньшей шумностью и передвигаться на авто в такой обувке значительно комфортнее.
Самыми популярными производителями, предлагающими колеса с отличными характеристиками, являются компании:
- Тойо;
- Бриджстоун;
- Пирелли;
- Мишлен;
- Данлоп.
Маркировка летних покрышек
Летние комплекты не маркируются особым значком в отличие от зимних, которые обозначаются снежинкой. В шинной индустрии принято негласное правило – если пиктограмма снежинки отсутствует, то резина ориентирована только на лето.
Обозначение летней резины не сильно отличается от маркировки зимних шин. На боковой стороне обозначается размерность шины, дата изготовления, показатели соответствия стандартам сертификации (буква «е» или DOT), числа максимальной нагрузки и предельной скорости.
Иногда индексы шин содержат дополнительные показатели. Такие символы доносят информацию о типе камеры (TubeType или Tubeless), количестве слоев брекера, усиленном каркасе, повышающим показатель нагрузки на одну шину. Порой обозначаются особенности конструкции данной шины (Outside), направление вращения, прочих нюансах.
Безопасны ли эти шины? Как оценить их состояние?
Независимо от того, меняете ли вы колеса целиком или только шины, вам следует хорошенько их осмотреть перед посещением мастерской. Оценка технического состояния шины и степени ее износа является абсолютной необходимостью
Обратите особое внимание на глубину протектора. Если она слишком мелкая, шины теряют свои свойства, что затрудняет управление автомобилем, особенно на мокром покрытии
Согласно польским правилам, легковые автомобили должны быть оснащены шинами с глубиной протектора не менее 1,6 миллиметра. Однако такой протектор слишком мелкий, чтобы обеспечить оптимальное управление транспортным средством. В интересах безопасности лучше среагировать заранее и принять решение о покупке нового комплекта шин до того, как износ протектора достигнет критического уровня. Каждый потерянный миллиметр означает серьезное снижение сцепления с дорогой. Так что лучше всего покупать новую летнюю резину, когда высота протектора старой составляет 3 миллиметра.
Но как это проверить? Есть как минимум два пути. Во-первых, оценить состояние протектора, сравнив его с TWI (индикатором износа протектора). Это выпуклость между отдельными блоками протектора. Если они достигают высоты индикатора, знайте, что шины следует вывести из эксплуатации.
Как выбрать летнюю резину
Для этого учитываем несколько вещей: рекомендации производителей авто, погоду в регионе и ваш стиль вождения. Шины можно купить онлайн, в автомаркете или у официальных дилеров.
Выше изображён типоразмер шины (245/40/18) — это набор нескольких параметров. Для каждой шины он индивидуальный.
В этом примере параметры такие:
- 245 — это ширина шины в миллиметрах (та часть, которая соприкасается с дорогой);
- 40 (%) — высота профиля в процентах от ширины шины. Важна не сама ширина профиля, а ее процент. В данном случае высота профиля в миллиметрах равна 98 мм (245*40%=98);
- R18 — посадочный размер в дюймах (буквой R обозначается способ укладки шины, т.е. по кругу, а 18 — это внутренний диаметр, который соприкасается с диском).
Чем шире шины, тем больше сцепление с дорогой. Но на плохой дороге автомобиль с широкими шинами сложно контролировать, плюс расход топлива будет выше. На мокром асфальте возникает проблема аквапланирования.
Еще нужно учитывать несколько типов профиля шины. Бывают низкопрофильные (до 55%), высокопрофильные (60–75%) и полнопрофильные (от 80% и выше). Первые два вида покрышек предназначены для легковых машин, последний — для внедорожников и перемещения по проселочным дорогам.
Чтобы определиться с высотой профиля, нужно учитывать, что чем меньше его процент, тем лучше управлять автомобилем. Но при этом транспортное средство будет реагировать на все неровности, риск повредить диски увеличится. Низкий профиль подойдет для высоких скоростей и ровного шоссе.
Виды летней резины
С приходом весны у автолюбителей возникает нужда сменить шипованные покрышки на летние модели. Многие неопытные водители не знают, шины какого производителя покупать, а также не разбираются в характеристиках представленных моделей. Обращаться в шиномонтажные мастерские нет смысла. Одни — до конца не разбираются в ассортименте современной резины, другие — предлагают купить шины по завышенной стоимости и только одного производителя. Перед покупкой стоит разобраться, как выбрать летнюю резину, и какие виды вообще существуют.
Шоссейные шины
Классический вариант для летней езды. Чаще всего они используются для эксплуатации на городских дорогах и на тех, что имеют продольные канавки. Благодаря малой шумности, их можно безопасно эксплуатировать в течение всего лета.
Недостатки шоссейных шин заключаются в невозможности ездить на них по бездорожью, а также поздней осенью, когда на улице устанавливается плохая погода. Желательно сменить покрышки перед первыми заморозками.
Всесезонные шины
Всесезонные шины используются круглый год. Но это совсем не значит, что они ведут себя отлично и зимой, и летом. Круглогодичность указывает на то, что основные характеристики покрышек удовлетворительны для всех сезонов. Резина имеет хорошее сцепление с дорогой, если температура на улице не ниже -7°.
В морозную погоду резина «дубеет». Это приводит к тому, что автомобиль становится неуправляем. На таких покрышках можно ездить в относительно теплую погоду и на небольшой скорости.
Спортивные шины
Спортивные шины предназначены для любителей экстремальной скорости. Чтобы покрышки обладали хорошим сцеплением с дорогой, а также делали авто более маневренным, их изготавливают из твердой смеси каучука. Однако комфорт во время езды с такими шинами страдает — жесткая резина хуже поглощает удары от ямок на дорожном полотне.
Рисунок протектора — минималистичен, он состоит из продольных полос с редкими поперечными пазами. Контакт с дорогой улучшается при условии, что покрытие идеально ровное.
Чем отличается зимняя и летняя резина
Самое главное: не используйте зимние покрышки в летнее время и наоборот — это небезопасно.
Для производства зимних и летних шин используют разные типы резины:
- У летних шин резина тверже, чем у зимних. На высокой скорости увеличивается трение с дорогой и резина «подплавляется». Этот эффект способствует сцеплению с дорогой. Но при этом летняя резина не «плавится» так, как зимняя, и у нее нет ограничения по скорости.
- Зимняя резина более мягкая и эластичная. Во время работы колеса она прогревается, становится эластичной, и поэтому на скользкой дороге такие колеса обеспечивают хорошее сцепление. Но летом, на теплом асфальте она просто размякнет и начнет плавиться, а значит, покрышки будут быстро изнашиваться. Кроме того, максимальная скорость езды на зимних покрышках — не более 140 км/ч.
У зимних шин на сухом асфальте длиннее тормозной путь. Кроме того, летняя резина не так подвержена эффекту аквапланирования (плохое сцепление с дорогой, когда появляется слой воды, который отделяет шины от дорожного покрытия, — машина начинает скользить).
Кажется, что зимние покрышки должны быть приспособлены и к летним условиям, но есть одно правило: чем увереннее шина ведет себя зимой, тем хуже она летом.
При выборе резины стоит обращать внимание на рисунок протектора. Есть четыре варианта:
- Симметричный — одна половина шины похожа на другую, по форме напоминает волны или перемычки. Идеален по соотношению цены и качества, подходит для снега и льда.
- Симметричный направленный — много водоотводящих канавок, которые складываются в букву «V». Обеспечивает хорошее сопротивление скольжению при движении по мокрой дороге.
- Ассиметричный ненаправленный — иссечённое колесо, такой протектор хорош при дожде.
- Ассиметричный направленный — похож на симметричный направленный, который слегка смещён в одну сторону. Он улучшает выброс снега и воды из под колес без ущерба для других характеристик. Ассиметричные рисунки считаются более качественными, но цена у них выше, чем у симметричных.
Сейчас на Западе популярна альтернативная всесезонная резина. Используя ее, автомобилисты могут не тратиться на два вида покрышек (лето и зима), а покупать только один комплект. Но в центральной части России и северных регионах всесезонную резину не рекомендуют применять по нескольким причинам:
- Подходит только для мягкого европейского климата, в -25 заледенеет.
- Слишком эластичная — значит, не подойдет для сухого асфальта летом.
- Сильно скользит в проливной дождь.
- Не подходит для внедорожников и гоночных машин.
- Длинный тормозной путь при гололеде, машина будет плохо реагировать на повороты руля.
- Сильно шумит.
Нешипованная резина – особенности выбора
Зимняя резина подобного плана делится на два типа. Производители подобной продукции поставляют на мировой рынок:
Европейскую резину;
Скандинавскую резину.
Выбор между этими двумя типами обусловлен тем, что каждый вариант будет оптимален в своих погодных условиях. Рассмотрим резину каждого типа поподробней.
Европейская резина. Назначение.
Обеспечение наиболее эффективного сцепления шины с дорожным покрытием при плохих погодных условиях (дожде, мокром снеге).
Описание.
По своей сути резина несколько походит на обычную противодождевую. Она имеет диагональный рисунок протектора с большим количеством водоотводных каналов, которые, соединяясь, образуют вместе развитую сеть. Отличить резину европейского типа также можно по наличию тонких прорезей (ламелей) и крупных грунтозацепов, расположенных по краю протектора.
Причем способность резины обеспечивать большее сцепление напрямую зависит непосредственно от длины прорезей. Чем больше данный показатель, тем длинней каждая кромка протектора, с помощью которых шина при движении машины буквально «цепляется» за дорожное покрытие. При этом в прорези попадает та самая каша, а шина далее контактирует уже непосредственно с дорожным полотном.
Скандинавская резина. Назначение.
Обеспечение оптимального сцепления на обледенелой
дороге и дорожном покрытии со снежным настом.
Описание.
Обладает менее развитой сетью рисунка, в котором преобладают не прорези, а особые фигурки, имеющие прямоугольную или ромбовидную форму и чередующиеся в шахматном порядке. Эти фигурки расположены не слишком часто, благодаря чему протектор во время движения машины с легкостью проламывает верхний слой льда или снежного наста, а далее очищается. Благодаря подобному рисунку машина идеально подходит для поездок по пресеченной местности.
Летние шины
Летние шины в свою очередь подразделяются еще на 2 вида:
- Для легковых автомобилей.
- Для внедорожного транспорта, а именно микроавтобусов и небольших видов грузовиков.
Выбирать летние шины очень трудно, потому что есть вероятность того, что на данную модель автомобиля нет подходящего варианта. В этом случае производится тщательный подбор, который требует большого количества времени.
Летняя резина
Шины в летнем варианте имеют 2 основных отличия от зимних, которые заключаются в следующем:
Они позволяют лучше реализовать динамические характеристики транспорта на сухом асфальте. Это происходит благодаря наличию более жесткого материала шины
Именно это и позволяет акцентировать внимание на отличии плечевой зоны, которая позволяет держать трассу преимущественно на поворотах.
Аквапланирование. Довольно сложная характеристика для восприятия на слух, но она заключается в простом расшифровании
Такая отличительная черта заключается в наличии на материале продольных канавок, позволяющих отводить воду от колеса. Зимние шины такой функции не имеют.
Стоит отметить, что летние шины подразделяются также на 3 основных вида:
Дорожные. Такой вариант позволяет передвигаться без особых проблем по асфальтовому и бетонному полотну. Рисунок здесь состоит из шашек и ребер, которые разделены небольшими канавками. Такие шины безупречно подходят для езды по городу.
Универсальные. Применяются при температуре не ниже 5 градусов. Имеют вид, который очень схож с обычной дорожной резиной, рисунок которых идентичен ей. Тут имеются неглубокие канавки и широкие выступы с малым количеством прорезей, но схема немного усложняется. Дело состоит в том, что универсальные шины разрабатывают не только для езды по ровным дорогам в солнечную погоду. Эта резина используется и тогда, когда нужно срочно проехать по лесной или деревенской дороге со множеством ям. Именно поэтому и придумана универсальная резина.
Автовладелец с таким вариантом шины может легко использовать ее во всех условиях на протяжении весеннего, летнего и осеннего периода. Тут не последнее слово стоит и за эффективностью торможения. Для этого во всех вариантах шин предусмотрено устройство ламелей, которые представляют собой мелкие прорези на протекторе. Их содержится большое множество, которое может вызывать большой шум при передвижении.
Здесь есть и еще один существенный недостаток. Он заключается в том, что ламели обычно изготавливаются из мягкой каучуковой смеси, которая приводит к повышенному ухудшению износостойкости.
Для повышенной проходимости. Эта разновидность шин лучше всего подходит для езды за городом по труднопроходимым путям. Здесь есть грунтозацепы, которые расположены по краю и оснащены мощными шашками по центру беговой дорожки. Стоит отметить, что такие приспособления не деформируются. Для условий нашей страны эти шины обычно применяются при оснащении внедорожников. Но производители стараются изобретать не только варианты для повышенной проходимости, но и обычные для таких автомобилей.
Если вы выбираете между зимней и летней шиной, то тут даже не стоит ставить вопрос о выборе. Однозначно нужно приобрести как первый вариант, так и второй. Ведь поэтому и есть различия в видах шин, а летнюю никогда нельзя использовать зимой. Это поможет избежать аварийных ситуаций на дорогах, а также не беспокоиться о безопасности себя и своей семьи.
Эксперимент показал, что затормозить на асфальте сложнее на зимних шинах
Зима – сложный период для всех автомобилистов. Переход от летнего режима управления автомобилем на зимний сопряжен с рядом факторов риска, о которых автолюбители знают не понаслышке. Дни «жестянщика» и денежные траты, связанные с подготовкой автомобиля к зимней эксплуатации, давно стали неотъемлемой частью ритуала.
Одним из важнейших элементов являются зимние шины. Они обладают отличными характеристиками на снегу, чуть менее хорошо справляются со своими обязанностями на льду… Но как ведут себя на асфальте? Не секрет, что зимняя погода капризна. Не всегда в декабре дорога будет покрыта пушистым снежком, большую часть времени это либо влажное асфальтовое покрытие, на котором отсутствует лед, или даже более-менее сухой асфальт, который нередко можно встретить морозным солнечным деньком.
Зимние шины Michelin X-Ice Xi3
Когда вы видите голый асфальт, повысьте бдительность, потому что ваши зимние покрышки могут сослужить вам плохую службу. Дело в том, что зимние шины не дадут автомобилю затормозить на асфальте так же быстро, как могут летние варианты покрышек. Даже когда на улице подмораживает, зимние покрышки выглядят в этом плане не совсем убедительно.
Эксперимент, поставленный Джейсоном Фенске из Engineering Explained, доказывает, что зимний комплект шин при всех своих положительных свойствах при низких температурах имеет некоторые особенности, о которых обязан знать каждый автомобилист.
Зимние шины Bridgestone RE-71R
Сравнение шин проходило в классическом варианте. Несколько комплектов шин (летние покрышки – Bridgestone RE-71R, зимние шины – Michelin X-Ice Xi3), подопытный автомобиль – в нашем случае Honda S2000. Одинаковые условия проводимых испытаний: торможение на скорости 65 миль в час (105 км/ч), температура чуть ниже нуля – минус 4. Резкое торможение инициируется в заранее отмеченном месте. ABS не отключено.
Сравнение сцепных качеств шин проводится посредством подсчета, затраченного на торможение до 0 км/ч времени при помощи GPS-устройства.
Но сначала скажем несколько слов о том, почему летние покрышки абсолютно не предназначены для эксплуатации зимой. Этому есть несколько причин.
Во-первых, у летних шин неэффективный протектор для использования на снегу. Отсутствуют так называемые ламели – небольшие прорези на шашках протектора. С их помощью зимние колеса отлично цепляются за влажную и обледенелую поверхность дороги.
Во-вторых, компаунд – материал, из которого сделаны летние шины, не предназначен для эксплуатации при низких температурах. По данным производителей, при плюс 4 градусах шины становятся настолько дубовыми, что их можно сравнить по свойствам с пластиком. Ни о каком эффективном использовании в холод летних шин и речи не должно идти.
Как следует из эксперимента, зимние покрышки на сухом асфальте при минусовых температурах во время торможения показали гораздо худший результат. Взгляните на скриншот с табличкой результатов:
Итого, в трех тестах летние шины остановили автомобиль на расстоянии в 38.7 метра – это минимальный результат. Максимально им потребовалось 39.7 метра
Фенске обратил внимание, что при экстренном торможении летние покрышки добавляли биения к вибрации от работы ABS
Те же три попытки на зимней резине привели к следующим результатам: минимум 47.8, максимум – 50.2 метра. Разница в 10 метров не в пользу зимних покрышек.
Что здесь можно сказать? Конечно же, бежать переобувать свой автомобиль обратно в летние шины категорически НЕ стоит. Плюсов у зимней «обувки» гораздо больше. Просто имейте в виду, что даже когда асфальт сухой, ехать на «зиме» нужно максимально аккуратно. Полная остановка произойдет как минимум на 10 метров позже. Более того, стоит отметить, что в этом видео речь идет о так называемых «липучках». Если мы говорим о шипованных покрышках, то увеличивайте это расстояние в полтора раза.
Итог. В зимний период на зимних шинах будьте внимательны и предельно осторожны. Не стоит расслабляться при виде сухого асфальта: в этом случае он вам не помощник, а даже наоборот – враг.
Основа безопасного вождения – это смена резины на колесах соответственно текущему сезону. Это требование обуславливается огромным количеством факторов. Но иногда летом можно встретить автомобиль на зимней резине. Мотивов для такого решения практически нет, просто некоторые автолюбители таким образом хотят без труда решить проблему обновления колес. Чтобы понять, можно ли эксплуатировать автомобиль на зимних шинах летом, нужно знать, как отличить зимнюю резину от летней, а также понимать свойства и тех, и других шин.
Выводы
- Всесезонная резина занимает промежуточное положение между зимней и летней. Она имеет средние характеристики управляемости, курсовой устойчивости и проявляет свои лучшие качества при показателях температуры около 0°C.
- Визуально отличие всесезонной резины от летней и зимней можно определить по протектору. Он имеет меньшие, чем у зимней, и большие, чем у летней, глубину и размер блоков. Также всесезонка отличается наличием неглубоких ламелей по бокам колеса.
- На ощупь резина «AllWeather» достаточно мягкая, но тверже, чем зимняя.
- На боковой части колеса можно прочесть обозначения AllSeason (AS) или AllWeather.